BMW 02-Series (1966 — 1977)

После удачного дебюта в 1961 году, модели BMW Neue Klasse пользовались высоким спросом. Это значило, что выбранное баварцами направление – сегмент среднеразмерных седанов со спортивными характеристиками, было верным.

Помня неудачи в 50-х (при попытке создать конкуренцию Мерседесу в сегменте 6-/8-цилиндровых люкс-моделей), на сей раз в BMW решили пойти своей дорогой. Решили создать некий фундамент в образе полуспортивного массового автомобиля компактного класса, который отсутствовал в линейке моделей BMW после ухода BMW 700. Эту нишу, в последствии и суждено было занять серии 02. Первой в линейке моделей 02-серии стала BMW 1600-2 с 2-дверным кузовом типа седан, разработанная на укороченной базе от Neue Klasse.

Type 02 114 (1966 — 1977)

Первенец серии 02 — BMW 1600-2. Появился в 1966 году. Оснащался мотором 1.6 л., 85 л.с. от модели BMW 1600.
Модель 1600-2 была представлена общественности 7 марта 1966 года во время празднования 50-летия марки BMW. Модель представлял Пауль Ханманн – начальник отдела сбыта BMW. Как уже упоминалось, эта модель имела много общего с 4-дверным седаном 1600, была построена на его агрегатах, оснащалась штатным 85-сильным 1.6-литровым двигателем. Более компактные размеры кузова (по сравнению с BMW Neue Klasse), длина — 4230 мм и база 2500 мм, позволили снизить массу до 940 кг. Снижение массы лучшим образом сказалось на динамических качествах автомобиля — с мотором 1.6 л. автомобиль разгонялся до 165 км/ч и набирал сотню за 14 секунд.

Для моделей серии 02 были разработаны новые и оригинальные интерьеры. В салоне появилась новая, образцово выполненная приборная панель с очень эргономичными органами управления. Центральная консоль в форме «бороды», тянущейся сверху вниз от передней панели до моторного тоннеля и вовсе считалась новшеством по тем временам. Цена, объявленная от DM 8650 была вполне демократичный для тех лет. Справедливости ради нужно отметить, что базовая версия имела довольно простенькую ходовую часть – узкие (165 мм) диагональные шины на 14 дюймов, дисковые тормоза только на передних колесах, а сзади отсутствовал стабилизатор поперечной устойчивости.

Эта машина была разработана специально для американского рынка и была одной из наиболее успешных моделей в семействе, поступив в продажу к концу лета 1966 года, уже зимой заняла второе место в конкурсе «Car of the Year ‘1967», уступив лишь малолитражке FIAT-124. Это было первое призовое место компании в европейском конкурсе автомобилей года, учрежденном тремя годами ранее.

В 1973 году была проведена модернизация серии 02: автомобили получили черную решетку, задние фонари квадратной формы вместо круглых, небольшие изменения коснулись и салона.
Уже в следующем году фирма начала расширение модельного ряда – на Франкфуртском автосалоне 1967 года представлены сразу 3 модификации 02 серии с мотором 1,6 – это были 1600-2 Cabriolet, 1600Ti и 1600GT. BMW 1600TI представляла собой спортивную версию базовой модели и внешне отличалась двумя горизонтальными полосами на решетке радиатора. Она получила форсированный 105-сильный двигатель с двумя карбюраторами, стабилизаторы поперечной устойчивости в обеих подвесках и усилитель тормозов в качестве серийного оснащения. Третьей новинкой стала BMW 1600GT, представляющая собой перелицованную копию компактного спорт-купе Glas 1300/1700GT с пластиковым кузовом (немецкую фирму Hans Glas растущая БМВ купила в 1966 году). На этой модели баварцы лишь заменили решетку радиатора, задние фонари и поставили собственный двигатель от 1600TI – в остальном она не имела с «чистокровными баварцами» ничего общего.

В 1971 году модельный ряд пополнила промежуточная модель BMW 1802 с оформлением кузова, как у BMW 2002, но оснащенная 1.8-литровым мотором, мощностью 90 л.с. В 1975 году специально для спокойных и расчетливых клиентов была выпущена «бюджетная» модификация BMW 1502 c дефорсированным мотором 1,6 мощностью 75 л.с и упрощенным оснащением.

Type 02 E10 (1968 — 1976)

Модели BMW 2002 — двухдверный седан (Type 02 E10) и кабриолет (Type 02 E10C Convertible).
Однако основную ставку баварцы сделали на другую модель. В январе 1968 года на автосалоне Брюсселе прошла премьера BMW 2002 (отныне двойка в обозначении не приписывалась через тире, а заменила последний нуль), которая сочетала компактный кузов модели 1600-2 с мощным 2-литровым мотором от седана BMW 2000. Имея 100 л.с. этот двигатель был на 5 лошадей слабее мотора 1600TI, однако за счет большего объема отличался большим крутящим моментом. Ходовая часть «двойки» была перенастроена, а в салоне появился спортивный руль с деревянным ободом. И все это по цене DM 9400! Неудивительно, что BMW 2002 моментально стал самым популярным мощным автомобилем малого класса. В первый же год BMW 2002 почти сравнялся по продажам с 1602 (27700 против 28700 машин), а уже в 1969 году превзошел «младшую» модель в полтора раза! Уже к концу 1968 года прекратили производство моделей 1600 GT (он оказался штучным товаром – продано лишь 1255 автомобилей) и 1600TI (выпущено 10 836 единиц). Однако баварцы уже готовились выпустить на рынок настоящую «бомбу» – модель 2002TI. Название означало, что под капотом маленького 2-дверного седана разместили 120-сильный мотор от топ-модели BMW 2000 Tilux. Два двухкамерных карбюратора Solex, снаряженная масса – 990 кг, разгон до сотни – около 9 секунд, максимальная скорость – 185 км/ч. Ничего подобного в конце 60-х никто из конкурентов еще не предлагал! Ко всему прочему BMW 2002 Ti получил радиальные высокоскоростные шины (в 1970г на них перейдут все модели БМВ), а по желанию оснащался 5-скоростной коробкой передач.

Теперь общее число модификаций достигло 11, а годовой выпуск одной модели впервые для BMW превысил 100 тысяч машин в год. Уже в следующем 1972 году изготовили рекордные 125 тысяч машин семейства 02, всего несколько лет назад такое число казалось недостижимым для баварской фирмы. Причем практически половина машин ушла на экспорт в 130 стран мира (в ФРГ за год продано 66 тысяч «двоек»).

К концу 1971 года на вершине модельного ряда встал еще более мощный BMW 2002Tii со 130-сильным мотором, оснащенный инжектором фирмы Kugelfischer. Конечно, эти машины были будто созданы для участия в гонках: в первой половине 70-х годов BMW громила всех и вся в своем двухлитровом классе. Причем на гоночных машинах стали использовать турбонаддув, что повышало отдачу моторов до 200 лошадиных сил и более.

Type 02 E20 (1973 — 1975)

Колесница для «безбашенных парней» — модель 2002 Turbo. Под капотом — 170 лошадей, способные разогнать автомобиль до 210 км/ч и набрать «сотню» за 7 секунд.
Вдохновленные успехами в соревнованиях, в конце 1973 года баварцы решились выпустить BMW 2002 Turbo на дороги общего пользования. Мощность составляла умеренные 170 лошадиных сил, хотя и этого 1080-килограммовой машинке хватало для разгона до 210 км/ч, что было сопоставимо с Porsсhe 911 тех лет. Естественно под стать динамике была серьезно доработана и ходовая часть: усиленные тормоза, широкие шины 185/70HR13, спортивная подвеска… Несмотря на внушительные динамические показатели, модель отличалась весьма умеренной ценой (для машин подобного класса), DM 18720 на момент дебюта во Франкфурте’73.

Увы, машина не стала популярной. И причина даже не в том, что появилась она в разгар топливного кризиса, когда резко выросли цены на бензин. Просто BMW 2002 Turbo вышел уж слишком агрессивным внешне и потому мгновенно получил статус «машины для безбашенных парней». Еще бы, спойлеры с надписью TURBO, расширенные колесные арки, красно-сине-голубые полосы на бортах – символика только что созданного отделения BMW Motorsport GmbH… Дошло до того, что страховые компании отказывались страховать эти машины и их владельцев. Все это явно шло вразрез с кампанией за безопасность дорожного движения, развернутой в ту пору в Западной Европе. Но и сам концерн BMW конечно не желал приобретать имидж производителя машин для самоубийц, поэтому уже в июне 1975 года спешно прекратил выпуск 2002 Turbo, за полтора года изготовив всего лишь 1672 экземпляра.

Type 02 E6 (1971 — 1974)

3-дверный комби — BMW Touring серии 02, продавался только в Европе.
Кузов BMW 2-й серии в стиле седана-комби с двумя дверями и большой крышкой багажника. Наряду с 1600 Touring в феврале 1971 г. были представлены внешне одинаковые 2000 Touring и 2000 tii Touring, вариант 1800-й модели последовал в сентябре. Производство 1600 Touring закончилось уже в апреле 1973 г. после выпуска 4379 автомобилей, остальные модели были переименованы в сентябре 1973 г. в рамках переработки всех моделей в 1802, 2002 и 2002 tii Touring. В целом с конвейера сошло 30206 BMW Touring 02-й серии.

Именно с «двойки» началось завоевание американского рынка компанией BMW. Первая партия машин ушла за океан в конце 1967 года (тогда еще продажей немецких машин в США заведовал известный автодилер Макс Хофман), и уже на следующий год американцы купили почти 10 тысяч машин серии BMW 1602 и 2002. В 1969 году на рынок выпустили уже ожидаемую модель 2002Аutomatic с автоматической коробкой передач. К началу 70-х годов баварцы полностью отказались от посредничества сторонних фирм и начали самостоятельно продавать машины в США, а в 1973 году открылось американское представительство BMW. Пик продаж «двойки» в США пришелся на 1974 год – 18 682 машины. Серьезное число, если учесть, что компактные 2-дверки в США поставляли в те годы многие европейские производители – FIAT, Alfa Romeo, а также французские и английские фирмы. Подтягивались и японцы… Так или иначе – начало успешной карьеры BMW в США наконец было положено: в 1967-1976 годах за океаном продано более 112 тысяч «двоек» разных модификаций.

Даже под конец карьеры BMW второй серии пользовалась отличным спросом – в 1974 году выпущено 115,6 тысяч машин, из которых 60 процентов ушло на экспорт! Несмотря на то, что уже в мае 1975 года в производство пошла наследница «двойки» – BMW 3-ей серии – выпуск BMW 2002 для американского рынка продолжался до середины 1976 года, а «бюджетной» модификации BMW 1502 – вплоть до июля 1977-ого.

Общий итог производства серии 02 – 861 129 автомобилей за 11 лет. В том числе 37 752 машины с АКПП и 31 405 – с правым рулем. Помимо ФРГ, автомобили активно собирали в ЮАР и нескольких странах Европы. Задержись «двойка» на конвейере еще на пару лет, и миллионный рубеж наверняка был бы взят! Однако уже в мае 1975 года был готов к производству ее наследник – совершенно новый BMW 3-ей серии в кузове Е21…

История модели

  • 1966 — на Женевском автосалоне представлена модель 1600-2 (заводской индекс 02 114) с 1.6-литровым мотором от модели BMW 1600, «двойка» означала количество дверей кузова;
    1967 — появление спортивной модификации 1600TI (turismo internazionale) со 105-сильным двухкарбюраторным мотором 1.6 литра;
  • 1968 — пополнение линейки 02 — серии следующими моделями: кабриолет BMW 1600 Cabriolet (Type 02 114C) с мотором 1.6 литра, BMW 2002 и 2002TI (Type 02 E10) с 2-литровыми моторами;
  • 1971 — модель 1600-2 переименована в 1602, появление 02 серии в кузове комби (E6) – 1600 Touring. Появились кабриолет и тарга на основе 2002-й модели – BMW 2002 Cabriolet (Type 02 E10C Convertible и E10Cab). Выход модели 1.8-литровой модели 1802 и 2-литровой инжекторной 2002Tii (130 л.с.);
  • 1972 — для сопровождения марафонцев на Олимпиаде в Мюнхене разработан электрокар BMW 1602 Elektro, проезжавший без подзарядки до 60 км, при скорости 50 км/ч;
  • 1973 — выход самого быстрого серийного BMW — модель 2002 Turbo со 170-сильным инжекторным турбомотором 2.0 литра. Был проведен рестайлинг моделей серии 02, модели получили прямоугольные задние фонари взамен круглых и решетку радиатора черного цвета;
  • 1974 — начало продаж «бюджетной двойки» — BMW 1502 с 75-сильным мотором 1.6 литра и упрощенной комплектацией;
  • 1977 — серия 02 окончательно уходит с рынка.

Технические характеристики и краткое описание

  • Годы производства: 1966 — 1977;
  • Страна — производитель: Германия, Португалия, Уругвай, ЮАР;
  • Выпускался в кузовах: 2-дверный седан, 3-дверный комби, 2-дверный кабриолет / тарга;
  • Компоновка: продольное расположение двигателя в передней части с приводом на задние колеса;
  • Подвеска: передняя — независимая McPherson / задняя — независимая, на продольных рычагах;
  • Длина: 4 230 мм (2-дв. седан и Cabriolet) / 4 110 мм (Touring) / 4 220 мм (2002 Turbo);
  • Ширина: 1 590 мм (2-дв. седан, Touring, Cabriolet) / 1 620 мм (2002 Turbo);
  • Высота: 1 410 мм (2-дв. седан и Touring) / 1 380 мм (2002 Turbo);
  • Колесная база: 2 500 мм;
  • Снаряженная масса: 920 — 1 010 кг (2-дв. седан) / 1 030 — 1 050 кг (Touring) / 1 080 кг (Turbo) / 990 — 1 040 кг (Cabriolet);
  • Полезная нагрузка: 400 кг (2-дв. седан) / 420 кг (Touring) / 360 кг (Turbo) / 350 кг (Cabriolet);
  • Полная масса: 1 320 — 1 410 кг (2-дв. седан) / 1 450 — 1 470 кг (Touring) / 1 440 кг (Turbo) / 1 340 — 1 390 кг (Cabriolet);
  • Объем багажника: 450 л (2-дв. седан и Turbo);
  • Емкость топливного бака: 46 — 52 л.;
  • Трансмиссия: 4- / 5-ступенчатая механическая, 3-ступенчатый автомат, привод — задний;
  • Макс. скорость: 155 — 192 км/ч / 210 км/ч (2002 Turbo);
  • Разгон 0 — 100 км/ч: 15,3 — 9,3 сек / 7 сек (2002 Turbo);
  • Двигатели: рядные / бензиновые / 4-тактные / 4-цилиндровые / 8-клапанные / с водяным охлаждением:
BMW 1502 — 1.6 л. карб. 75 л.с.  / 5800 об. 118 Нм  / 3700 об. 1974 — 1977
BMW 1600-2 / 1602 — 1.6 л. карб. 85 л.с.  / 5700 об. 124 Нм  / 3000 об. 1966 — 1975
BMW 1600TI — 1.6 л. 2 х карб.   105 л.с.  / 6000 об. 131 Нм  / 4500 об. 1967 — 1968
BMW 1802 — 1.8 л. карб. 90 л.с.  / 5250 об. 143 Нм  / 3000 об. 1971 — 1975
BMW 2002 — 2.0 л. карб. 100 л.с.  / 5500 об. 157 Нм  / 3500 об. 1968 — 1976
BMW 2002TI — 2.0 л. 2 х карб. 120 л.с.  / 5500 об. 167 Нм  / 3600 об. 1968 — 1971
BMW 2002Tii — 2.0 л. инжектор 130 л.с.  / 5800 об. 178 Нм  / 4500 об. 1971 — 1975
BMW 2002 TURBO — 2.0 л. инжектор / турбо 170 л.с.  / 5800 об. 240 Нм  / 4000 об. 1973 — 1975

* версии для американского рынка могут иметь незначительные отличия в параметрах двигателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *