LARC-5 (1962 — 1968): амфибийный многофункциональный грузовик (США)

В 1950-х гг. управление транспортной техники армии США заявило о необходимости разработки грузовой амфибии для перевозки груза от корабля на берег. Были сформулированы тактико-технические требования, одним из требований была грузоподъемность равная 4356 кг. Разработка этой машины, обозначенной впоследствии LARC-5 (или LARC-V, где «5» и «V» обозначали грузоподъемность 5 тонн) осуществлялась компанией «Борг Уорнер Корпорэйшн». Первый прототип был изготовлен в июле 1959 года, а окончательный дизайн был утвержден в 1963 году. Сперва производство LARC-5 разместили на мощностях фирмы «Адаме Дивижнов Ле Турно Вестинхауз», но позже оно перешло к Consolidated Diesel Electric Corporation. За период 1962 — 1968 г.г. было изготовлено около 1000 машин.

Применение амфибий LARC-V

Амфибия LARC-5 первоначально широко использовалась для перевозки несамоходных грузов с кораблей на неподготовленный берег, а далее к местам дислокации. Следует отметить, что задачи, которые выполнялись этими машинами, не ограничивались лишь грузовыми перевозками. Эти плавающие грузовики выполняли много других функций: поисково-спасательные операции в прибрежной зоне, протягивание тросов для буксировки плавсредств, устранение препятствий мореплаванию, установка навигационных средств, эвакуация, транспортировка людей (войск, военнопленных, беженцев и пострадавших), пожаротушение в прибрежной зоне, использование в качестве водолазной платформы, содействие в гидрографических работах, оказание помощи при наводнениях и использование в других непредвиденных ситуациях. Амфибия способна действовать в умеренном, тропическом и арктическом климате, на песчаном и коралловом побережье, пересеченной местности, бездорожью и маневрировать при 3-х метровых волнах.

Учитывая сферы использования и тактико-технические данные, можно с уверенностью сказать, что LARC-5 являлся универсальным многоцелевым амфибийным грузовиком. Кроме армии США, операторами амфибий LARC-5 являлись также Португалия, Австралия, ФРГ, Филиппины, и Аргентина. Последняя применила эти амфибии при вторжении на Фолклендские острова в 1982 г., но к моменту взятия островов британской армией все машины уже были возвращены на материк.

Конструкция амфибий LARC-5

Корпус LARC-5 был изготовлен из цельносварного алюминия. В передней части амфибии находилась кабина, в средней — грузовое отделение, а в кормовой — двигатель.

Кабина, открытая сзади, имела сиденья для водителя и двух пассажиров. Она была оборудована магнитным компасом, обогревателем, антиобледенителем ветрового стекла, переносным огнетушителем, радиостанцией и переносной лампой с кабелем. При желании задняя сторона кабины могла быть закрыта тканевой перегородкой.

Грузовое отделение было сверху открытым, но для защиты груза от воды, по бокам предусматривалась возможность установки бортов из ткани, натянутых на тросовый каркас.

Кроме груза, предусматривалась возможность перевозить до 20 полностью вооруженных бойцов. Некоторые машины в задней части кабины имели стрелу с гидравлическим приводом для подъема грузов до 2500 кг.

Моторно-трансмиссионное отделение было полностью закрыто и снабжено огнетушителем, действующим от задней перегородки грузовой палубы. Первые серийные машины имели бензиновый двигатель, но позднее стал устанавливаться дизель. Дизельный агрегат Cummins V-903 имел 8 цилиндров и мощность 295 лошадиных сил при максимальных 2600 оборотах в минуту.

При движении по дороге обычно применялась схема 4×2, по пересеченной местности можно было подключить второй мост. Для распределения крутящего момента между мостами использовалась 2-ступенчатая раздаточная коробка. Компоненты трансмиссии были размещены под днищем из-за чего, амфибия получилась достаточно высокой, что не давало возможности осуществлять погрузку и выгрузку автотранспорта своим ходом — для этого применяли специальный перрон.

По воде LARC-5 передвигался посредством трехлопастного гребного винта (диаметром 0.762 м), установленного под кормовой частью корпуса и приводящегося в движение от раздаточной коробки. Для повышения эффективности гребной винт был снабжен соплом.

Для удаления воды, просачивающейся внутрь машины, имеются механические и ручные водооткачивающие насосы. Амфибия была оснащена жесткой подвеской (то есть подвески как таковой просто не было и колеса были жестко связаны с корпусом), а в роли амортизаторов выступали шины низкого давления размером 18.00×25. Благодаря большим колесам и дорожному просвету в 410 мм, а также наличию понижающей передачи LARC-5 обладал неплохой проходимостью.

Управляемость на суше обеспечивалась поворотом передних колес. Минимальный радиус разворота составлял 8 метров. Управление амфибией на воде происходило одновременным поворотом колес и трехлопастного водяного руля, размещенного за гребным винтом. Минимальный радиус циркуляции составлял 11 метров.

Запас хода составлял 360 км — по суше и 40 миль — на плаву. Максимальная скорость амфибии: 48 км/ ч — на суше и 8,5 узлов – на плаву.

Технические характеристики грузовой амфибии LARC-V

Год выпуска 1962 — 1968
Тип кузова водоизмещающий
Число мест 3+20
Длина, мм 10600
Ширина, мм 3050
Высота, мм 3100
Дорожный просвет, мм 410
Масса с топливом и экипажем, кг 8600
Полезная нагрузка, кг 4500
Тип привода полный (подключаемый)
Раздатка 2-ступенчатая
Коробка передач мех.
Модель двигателя Cummins V-903
Тип двигателя дизель
Система охлаждения жидкостная
Объем двигателя, куб.см
Число цилиндров V8
Мощность двигателя, л.с. (об./мин.) 295 (2600)
Макс. скорость по суше, км/ч 48
Макс. скорость на плаву, узлы 8,5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *