Tatra 57K (1941 — 1948)

В марте 1939 года Чехия была оккупирована германскими войсками. В результате, под контроль немецкой администрации попали все крупные промышленные объекты, и как следовало ожидать, их деятельность была переориентирована на производство военной продукции, адаптированной для эксплуатации в Вермахте. К этому времени автозаводы «Татры» выпускали обширную гамму армейских автомобилей — от легких штабных машин до тяжелых грузовиков, однако объемы их производства совершенно не устраивали оккупационные власти. В конце 1939 г. на «Татре» развернулись работы по созданию новой военной автотехники для поставок немецкой армии, а также ее союзникам.


С 1931 года фирма выпускала массовую и простую гражданскую малолитражку Tatra 57, которая оснащалась карбюраторным 4-цилиндровым оппозитным мотором. Силовой агрегат имел воздушное охлаждение и рабочий объем цилиндров 1155 куб.см. Он располагался в передней части автомобиля. Мощности 18 л.с. хватало, чтобы обеспечить машине максимальную скорость 80 км/ч. Конструкция 57-ой была традиционной для «татровских» моделей: кузов смонтирован на трубчатой хребтовой раме, подвеска всех колес – независимая, привод тормозов – механический.

В 1936 году модель модернизировали (Tatra 57A): мощность выросла до 20 л.с., а скорость — до 90 км/ч. C 1938 года выпускается Tatra 57B с мотором 1255 куб.см и мощностью 23 л.с. Также, для военных нужд, с 1937 по 1939 год выпускались (в очень ограниченных количествах) открытые упрощенные армейские версии 57-й модели.

Так вот, после установления германской власти на территории Чехии, завод был переориентирован на армейскую продукцию, соответствующую требованиям немецких военных. Массовая малолитражка Tatra 57B послужила донором для создания легкого штабного «кюбельвагена», которому позже пришлось служить в частях Вермахта, военной полиции, а также в венгерской армии.

С целью удешевления производства и повышения ремонтопригодности, кузов был заметно упрощен: автомобиль получил съемную брезентовую крышу; боковые панели кузова были плоскими; двери получили съемные рамки со стеклами. По сравнению с базовой версией (Tatra 57B), массу военной модификации (Tatra 57K) удалось снизить на 60 кг – она составила 870 кг. В качестве силового агрегата был использован двигатель модели Tatra 57B. Коробка передач была 4-ступенчатой, привод осуществлялся (как и у гражданских моделей) только на заднюю ось. Максимальная скорость «чешского кюбельвагена» на шоссе составляла 90 км/ч. При небольшом среднем расходе топлива (около 10 л на 100 км), емкости основного 40-литрового топливного бака и запасных канистр хватало на 800 км пробега.


Выпуск «кюбельвагенов-Татр» начался в 1941 году. В соответствии с системой классификации Вермахта, машины получили индексы Kfz.1 и Kfz.4, что соответствовало статусу легких армейских автомобилей. Версия Kfz.4 комплектовалась зенитной установкой, которая была смонтирована в салоне автомобиля. «Kfz» (нем. Kraftfahrzeug – легковой автомобиль) означало то, что данная автомашина построена на базе гражданского легкового автомобиля.

Несмотря на относительно высокий клиренс (220 мм), проходимость автомобиля на бездорожье оставляла желать лучшего — явно не хватало полного привода и более мощного мотора.

До конца войны собрали около 6 тыс. таких машин, а затем их выпуск продолжался до 1948 года для чешской армии.

Технические характеристики кюбельвагена Tatra 57K

Годы выпуска 1941 — 1948
Тип кузова 4-дв. окрытого типа
Число мест 4
Длина, мм 3980
Ширина, мм 1550
Высота, мм 1690
Колесная база, мм 2550
Дорожный просвет, мм 220
Масса снаряженная, кг 870
Полезная нагрузка, кг 420
Тип привода задний
Коробка передач мех. 4-ст.
Тип двигателя карб.
Система охлаждения воздушная
Объем двигателя, куб.см 1255
Число цилиндров 4
Мощность двигателя, л.с./об. 23/3600
Крутящий момент, Н*м/об. 142/2000
Макс. Скорость, км/ч 90

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *