Сегодня, садясь в свой автомобиль, мало кто может представить его без главного органа управления – руля. С момента создания первого автомобиля конструкторы достаточно быстро пришли к его традиционной форме. Но и эта часть автомобиля со временем подвергалась различным модернизациям и имеет свою отдельную историю.
Управление первыми самоходными экипажами осуществлялось посредством румпеля — специальной рукоятки, заменяющей руль
Первыми автомобилями управляли с помощью румпеля, однако, в 1894 году Альфред Вашерон принял участие в гонке Париж — Руан с моделью «Panhard 4hp», которая была оснащена рулевым колесом. Это, как полагают, одно из самых первых использований такого принципа управления.
Проведенные в 1894 году испытания показали преимущества рулевого колеса перед румпелем. Уже к 1898 году все серийные автомобили «Panhard» были оборудованы рулевым колесом. Эту тенденцию подхватили и другие автопроизводители, тем самым сделав круглый руль эталонным. После того, как Артур Кребс установил руль под наклоном, автомобилем стало управлять еще удобнее.
Первые автомобили конца 19 — начала 20 века, оснащенные рулевым колесом
Рули тех лет имели обязательно четыре спицы. Лишь фирма «Рено» (Renault) упорно устанавливала на свои автомобили пятиспицевые рули. Переход на трехспицевые баранки потребовал много времени, и впервые они появились в Америке в конце 20-х.
Первые рулевые колеса, как правило, были с четырьмя спицами, но из-за высокого уровня вибраций пришлось внести некоторые изменения. Вскоре появились рули «Банджо», названные так из-за сходства с этим инструментом. Каждая спица была поделена на 4-5 более тонких спиц, которые поглащали вибрации от дороги.
Первые гидроусилители руля
Ну вот, руль изобрели – теперь необходимо позаботиться о том, чтобы снизить усилие прилагаемое для поворачивания машины.
Самый ранний из известных патентов гидроусилителя руля связан с именем Фредерик Ланчестера в Великобритании — его патент датирован февралем 1902 года. Патент заявлен как «Управление рулевым механизмом, который будет приводиться в действие гидравлической энергии». Другой известный патент, с альтернативной системой, был зарегистрирован на представительницу прекрасного пола Клару Гэйлис, из Бельмонта (штат Массачусеттс). Несколько патентов в этой сфере принадлежали также Чарлзу Хаммонду — возможно, потому что многие изобретения уже были сделаны до него, регистрационное свидетельство он предпочел получить в Канаде.
Однако, история отдала пальму первенства господину Фрэнсису В. Дэвису — инженеру компании-автопроизводителя Пирс Эрроу. Огромная практика наблюдения за тяжелыми машинами, доступ к мастерским позволили этому предприимчивому американцу и хорошему инженеру изготовить и испытать на практике первые образцы гидроусилителей. Уже спустя год после регистрации патента, что произошло в 1925 году, изобретатель убедительно продемонстрировал работающий образец. После этого предпринималось множество попыток внедрить его в серийное производство, но по-настоящему это произошло только в конце 1950-х.
В 1940 году, шла война в Европе и именно война подтолкнула, дальнейшее развитие гидросистем. Армия желала получить машины, которые легко управлялись. И это был звездный час для Девиса, он построил 10 000 бронированных автомобилей марки «Chevrolet», которые управлялись при помощи гидроусилителя.
Другие инновационные изобретения для руля
Первый регулируемый руль был изобретен Эдвардом Лодбеллом в 1927 году, но только в 1963 его «взяла на вооружение» фирма «Cadillac». Особенность этой опции заключалась в том, что рулевая колонка была зафиксирована неподвижно, но положение руля при помощи храповика можно было менять в 7 положениях. На многих американских машинах такая регулировочная система сохранилась до настоящего времени, не претерпев существенных изменений.
Mercedes-Benz серии W111 с энергопоглощающей рулевой колонкой и Ford Thunderbird 1955 года с регулируемым рулем
В 1955 году на автомобиле «Ford Thunderbird» появляется телескопическая регулировка руля, которая позволяла изменять глубину руля в диапазоне 8 см, это было сделано, для удобства посадки. С 1961 года появляется новая опция – откидной руль, руль при включенном на автоматической коробке передач режиме «Паркинг», можно было отодвинуть вправо рулевую колонку, для большего удобства при посадке-высадке водителя. Опция обрела такую популярность, что с 1962 года она вошла в базовую комплектацию «Ford Thunderbird».
С введением в США федерального транспортного регулирования в 1968 году, согласно пункту 114 «Федеральных стандартов по безопасности автомобилей», предусматривалось наличие обязательной блокировки поворота руля, чтобы затруднить кражу автомобиля. С введением этих норм все автомобили стали оснащать блокировкой руля, которая происходит после извлечения ключа из замка зажигания…
В настоящее время руль по-прежнему продолжает совершенствоваться и «обрастать различными устройствами» — так будет продолжаться, пока традиционную баранку не сменят на что-то другое…