Послевоенная Европа с удовольствием поглощала доллары, назначенные ей по Плану Маршала, и к середине 1950-х уже значительная часть ее экономики была восстановлена. Вместе с тем выросло и благосостояние людей. Если раньше покупались исключительно практичные и дешевые автомобили, то теперь у людей появилась возможность приобретать более дорогие и престижные модели.
Пытаясь соответствовать новым веяниям автомобильной моды, многие немецкие кузовостроители предпринимали попытки создать различные эксклюзивные купе и кабриолеты, используя при этом шасси народного автомобиля Volkswagen Kafer (он же – «Жук», он же – Typ 1).
Одной из таких кузовных контор была небольшая фирма Karosserie Friedrich Rometsch, офис которой находился в Берлине. Свою работу компания начала еще в далеком 1924 году. Опыт у компании был солидный, и она имела все шансы создать оригинальный автомобиль, который бы привлек внимание автогиганта Volkswagen. В 1953 году берлинцы уже имели дело с шасси VW, изготовив небольшую партию таксомоторов для берлинского муниципального такси. Rometsch произвели три десятка «Жуков» с четырьмя дверями, но дальнейших заказов не последовало, — и берлинским кузовщикам пришлось перебиваться случайными проектами.
В 1956 году другая, более удачливая, немецкая кузовная фирма Karmann, переманила опытного специалиста, шефа-дизайнера компании Rometsch — Йоханнеса Беескова. На его место пришел молодой и талантливый автодизайнер Берт Лоуренс, полный свежих идей и наделенный безупречным вкусом. Именно его усилиями берлинцы решили предпринять еще одну попытку обратить на себя внимание руководителей вольфсбургского автогиганта.
Лоуренс разработал на платформе все того же «Фольксвагеновского Жука» элегантный 2-дверный автомобиль, который соответствовал дизайнерским тенденциям конца 1950-х годов. Тогда автомобильная мода менялась чуть ли не ежегодно, надо было за ней поспевать — и в то же время, не слишком рваться вперед, чтобы, разогнавшись, не проскочить ненароком очередной ее прихотливый зигзаг. В конце 1950-х в порядке вещей были и хвостовые плавники, и панорамные стекла, и двухцветные колерные схемы; автомобиль, не обладавший такими стилистическими «фишками», выглядел старомодно, а имевший их в избытке — карикатурно. Требовался изрядный вкус и чувство меры, чтобы не «переборщить». Берту Лоуренсу это удалось, как мало кому другому. В 1957 году он представил свой шедевр – оригинальное купе, в котором гармонично сочетались элементы американского автомобильного дизайна и элегантные стильные обводы итальянских спорткупе.
Чтобы машину было проще принять к массовому производству, на прототипе была широко применена фурнитура от серийных автомобилей: задние огни — от Fiat 1100D, дверные ручки и щиток приборов — от Borgward Isabella, передние подфарники — Ferrari 375 Mille Miglia, фары головного света — VW Karmann-Ghia Typ14. Интерьер тоже был «сборным»: спортивное рулевое колесо — фирмы Petri, солнцезащитные козырьки — от VW Kafer, пепельница и зеркало заднего вида — от VW Karmann-Ghia Typ 14. Стоит отметить, что ни один из «чужеродных» элементов не нарушал общей гармонии — дизайнер сумел органично объединить все детали в одно целое.
Используя шасси VW Kaffer 1200, «купе Лоуренса» унаследовало и «фольксвагеновский» 4-цилиндровый оппозитный мотор рабочим объемом 1.2 литра мощностью 30 л.с. (позже 35 л.с.), 4-скоростная коробка передач тоже была от «Жука». Мотор располагался в задней части, привод осуществлялся на заднюю ось – все как у «донора». Относительно легкий автомобиль (800 кг) мог разгоняться до максимальной скорости 120 км/ч.
Машина широко демонстрировалась по всей Германии, даже была произведена в нескольких десятках экземпляров (которые сейчас представляют большой интерес для коллекционеров), но руководство VW так и не отреагировало на это должным образом.
В мастерских Karmann и Ghia тоже не бездействовали: почти в одно время с проектом Берта Лоуренса была представлена модернизированная модель Volkswagen Karmann-GhiaTyp 34, и в Вольфсбурге, понятное дело, тут же ухватились за очередную возможность расширить свой модельный ряд. Проект пошел в серию уже с 1961 года после незначительной доработки, и выпускалась эта модель до самого конца шестидесятых, разойдясь за это время тиражом более 40 тысяч экземпляров. Само собой, производство Typ34 было размещено на Karmann в Оснабрюке…
Компания Rometsch опять, в который уже раз, оказалась не у дел. Но не успели там по этому поводу толком расстроиться, как грянула новая напасть, куда серьезней всех предыдущих вместе взятых. Разразился берлинский кризис, город за одну ночь поделили надвое пресловутой стеною, и фирма в одночасье лишилась семидесяти (!) процентов своей рабочей силы, так что дело развалилось само собой.
Теперь и в самой Германии уже мало кто вспомнит, что существовала когда-то такая фирма, — разве что посетит заводской фольксвагеновский музей, где можно полюбоваться элегантными прототипами, которые так и не попали на конвейер…
С 1957 по 1961 год было изготовлено 85 экземпляров «Фольксвагенов Лоуренса».
Технические характеристики Volkswagen Rometsch Lawrence
Год выпуска | 1957 | 1957 |
Тип кузова | 2-дв. купе | 2-дв. кабриолет |
Компоновка | заднемоторная | заднемоторная |
Число мест | 2 | 2 |
Система питания | карбюратор | карбюратор |
Число цилиндров | 4 (оппозит.) | 4 (оппозит.) |
Рабочий объем , см³ | 1192 | 1192 |
Макс. мощность, л.с. (об./мин.). | 30 (3400) | 30 (3400) |
Крутящий момент, Н*м (об./мин.) | 76 (2000) | 76 (2000) |
Тип привода | задний | задний |
Трансмиссия | 4-ст. мех. | 4-ст. мех. |
Длина, мм | 4140 | 4140 |
Ширина, мм | 1600 | 1600 |
Высота, мм | 1350 | 1350 |
Колесная база, мм | 2400 | 2400 |
Снаряженная масса, кг | 800 | 850 |
Макс. скорость, км/час | 120 | 115 |
Разгон о-100 км/ч, сек. | 29,0 | 30,0 |