Осенью 1975 года управление военных поставок выдало компании Volkswagen заказ на разработку и производство 8800 полноприводных внедорожников. Техническое задание было сформулировано достаточно четко, и к перспективному вездеходу предъявлялись следующие требования: скорость — не менее 100 км/ч, грузоподъёмность — до 500 кг, способность преодолевать уклоны под углом не менее 60% и форсировать водные преграды глубиной не менее 500 мм. Кроме того, автомобиль должен был быть максимально унифицирован с гражданскими моделями, что значительно удешевило бы производство и обеспечило беспроблемную последующую эксплуатацию. Германским инженерам в полной мере удалось воплотить все желания военных и представить свой новый продукт военным в кратчайшие сроки.
Компания VW не была новичком в производстве внедорожников для армии – стоит вспомнить хотя бы кюбели типа 82, а также с 1968 года он владел правами на производство армейского вездехода Munga фирмы «DKW» (которая была поглощена Фольксвагеном). Именно опыт производства Мунги (последние версии которой выпускались под маркой «Audi») и был положен в основу нового немецкого военного джипа.
Первый прототип армейского легкого вездехода VW-183 появился ровно через год – в 1976 году. А в конце 1978 года началось серийное производство. Выпуск 183-го наладили на заводе «Audi», в Ингольштадте.
В конструктивном плане новый армейский вездеход представлял собой полноприводный внедорожник с классической компоновкой. В основе машины лежала лонжеронная рама, на которую крепился цельнометаллический, ладно скроенный кузов без дверей, крыша была брезентовой и легко снималась. Также имелась возможность закрыть дверные проемы брезентовыми боковинами с пластиковыми стеклами. Колесная база была небольшой – всего 2 метра, а общая длина – менее 4 метров.
На внедорожнике были установлены простые и надежные бамперы, выполненные из швеллера, с массивными отбойниками из литой резины.
Капот автомобиля имел специальную форму, что делало его прочным и жестким. Это позволяло встать на него командиру и в бинокль обозреть окрестности в поисках наиболее выгодной огневой позиции. Ну а если капот поднять, то с обеих сторон моторного отсека, над колесными нишами, можно было увидеть две емкости, в которых удобно хранить инструмент, ветошь, смазку, тормозную жидкость и другие материалы для ремонта и обслуживания машины. Узкое ветровое стекло при необходимости можно было откинуть вперед.
Салон внедорожника представлял собой ярчайший образец армейского минимализма — никакой обшивки (везде выкрашенный в цвет хаки металл), а из приборов — лишь самые необходимые.
Немецкий джип получил хорошо зарекомендовавший себя рядный 4-цилиндровый карбюраторный мотор, который являл собой доработанный силовой агрегат от гражданского «VW Passat». Двигатель жидкостного охлаждения имел рабочий объем 1.7 литра и развивал мощность 75 л.с. Он располагался в моторном отсеке перед передней осью с небольшим боковым наклоном. Под армейские нужды двигатель практически не модернизировался — только система зажигания была сделана водозащищенной. В середине 80-х устанавливали также дизель объемом 1.6 л (70 л.с.) Напряжение бортовой электросети у Iltis соответствовало стандартам НАТО и составляло 24В.
Коробка передач внедорожника имела 5 скоростей и была полностью синхронизированной. 1-скорость имела пониженное передаточное число и использовалась на тяжелом бездорожье. Постоянный привод осуществлялся на заднюю ось, передняя же была подключаемой, при этом, задний межколесный дифференциал оснастили принудительной ручной блокировкой (на некоторых модификациях была и передняя блокировка). Активировать полный привод и блокировку дифференциалов можно было на скорости.
Максимальная скорость 1300-килограммового автомобиля достигала 130 км/ч (с бензиновым 1.7 л.) С дизелем «Хорек» мог разгоняться только до 115 км/ч, но более низкая скорость компенсировалась экономией топлива и большей надежностью дизельного мотора.
Передняя и задняя независимые подвески конструктивно были очень простыми и практически одинаковыми — снизу колеса подвешены на треугольных рычагах, а в качестве верхних рычагов и одновременно упругих элементов использованы взаимозаменяемые между собой щелевые малолистовые поперечные параболические рессоры, в паре с которыми работают амортизаторы двойного действия.
Всё это делало VW Iltis простым и надёжным военным внедорожником. «Хорьки» применялись во всех родах войск – чаще как командные или патрульные, на них устанавливали пулеметы и орудия. Также существовали санитарные варианты – с несколько удлиненным кузовом.
После завершения выпуска на основном конвейере Volkswagen в 1982 году, производство было передано фирме «Bombardier», которая поставляла машины канадским и бельгийским вооруженным силам. Автомобиль подвергся лишь минимальной доработке: «бельгийский» вариант дополнительно имел на приборной панели указатели напряжения в бортовой сети, температуры охлаждающей жидкости и давления масла, индикаторы включения блокировок в трансмиссии, измененную электропроводку. Также было изменено крепление антенны приемника (перенесено на левую сторону). Автомобиль получил усиленные приводные валы, блокировку межколесного дифференциала в стандартной комплектации, шины «Uniroyal», увеличенный вентилятор системы охлаждения и некоторые другие незначительные изменения. Автомобили несли эмблему фирмы «Bombardier» и производились до 1988 года.
Всего с 1979 по 1988 год было выпущено около 16 тысяч экземпляров «Хорьков». В настоящее время машина состоит на вооружении в армиях Эстонии, Канады, Бельгии. В немецкой армии в конце 1980-х заменена на «Mercedes-Benz G-Klasse».
Технические характеристики армейского внедорожника Volkswagen Iltis
Модель | Iltis 1.7 | Iltis 1.6 diesel |
Тип кузова | открытый без дверей с тентом | открытый без дверей с тентом |
Число мест | 5 | 5 |
Длина, мм | 3 886 | 3 886 |
Ширина, мм | 1 518 | 1 790 |
Высота, мм | 1 837 | 1 518 |
Колесная база, мм | 2 017 | 2 017 |
Дорожный просвет, мм | 240 | 240 |
Масса снаряженная, кг | 1 300 | — |
Полезная нагрузка, кг | 750 | — |
Тип привода | полный (подключаемый) | полный (подключаемый) |
Коробка передач | 5-ст. мех. (1 передача — понижающая) | 5-ст. мех. (1 передача — понижающая) |
Тип двигателя | карб. | турбодизель. |
Система охлаждения | жидкостная | жидкостная |
Объем двигателя, л. | 1.716 | 1.588 |
Число цилиндров | 4 (рядный) | 4 (рядный) |
Мощность двигателя, л.с. (об./мин.) | 75 (5500) | 70 (4500) |
Крутящий момент, Н*м (об./мин.) | 135 (2800) | 133 (2600) |
Макс. скорость, км/ч | 130 | 115 |
Разгон до 100 км/ч, с | 21,0 | 27,0 |