Гоночный автомобиль Mercedes-Benz 300 SLR (индекс завода W196S) 1955 года был создан в значительной степени под влиянием идей и конструкторских решений, опробованных еще в 1952 году на модели «300 SL» принимавшей участие в гонке «Mille Miglia», а также его дорожной версии, увидевшей свет в 1954 году.
Именно от «300 SL» новая гоночная модель получила в наследство все необходимые качества, как малый вес и высокая жесткость стальной пространственной трубчатой конструкции, поддерживающей алюминиевый корпус. Новшествами были — пятискоростная коробка передач, 16-дюймовые колеса и тормозные барабаны увеличенного диаметра.
Автомобиль оснастили рядным 8-цилиндровым мотором с прямым впрыском и двумя свечами на цилиндр. Он развивал максимальную мощность 310 л.с. при 7400 об/мин, а максимальный крутящий момент составил 317 Нм. Мощный двигатель был установлен продольно в передней части автомобиля с боковым наклоном 33 градуса, что было призвано снизить высоту капота. Топливом для этого монстра служила высокооктановая смесь бензина и бензола, с добавлением этилового спирта. Максимальная скорость автомобиля достигала 300 км/ч, разгон до 100 км/ч обеспечивался за 7 секунд.
Двигатель гоночного болида имел, так называемый, сухой картер. Масло из картера откачивалось в большой бак, расположенный слева за передним колесом и соединенный с маслорадиатором. Множество трубок подводило под давлением масло к важнейшим деталям.
Справа от мотора располагалась воздухоприемная труба с восемью патрубками, подающими воздух к каждому цилиндру. Еще одной технической особенностью двигателя 300 SLR было то, что отбор мощности осуществлялся не от заднего конца составного коленчатого вала, а с его середины, где находилась шестерня. Такая, действительно сложная и редко встречающаяся конструкция, имела свое обоснование — удалось избежать торсионных деформаций, значительно снизились вибрации, да и сам коленчатый вал как бы состоял из двух валов четырехцилиндровых двигателей, а значит, мог быть сделан менее тяжелым. Отпала необходимость и в маховике — его роль исполняла ведущая шестерня.
От однодискового сухого сцепления, крутящий момент, коротким карданным валом передавался на пятиступенчатую, полностью синхронизированную, коробку передач, сблокированную с главной передачей. Дифференциал был самоблокирующимся, а коробка передач была оснащена индивидуальной системой смазки под давлением и вентиляцией.
Совершенно необычной можно считать тормозную систему с отнесенными в середину автомобиля тормозными барабанами диаметром 380 мм впереди и 300 мм сзади. Это помогло снизить неподрессоренные массы, при этом, передние ступицы пришлось соединить с тормозными барабанами короткими карданными валами, а весь передний мост вынести перед двигателем. Для вентиляции задних тормозов был устроен специальный воздуховод, который начинался воздухозаборником перед водителем, проходил под его сиденьем и подавал воздух на тормозные барабаны.
Вся эта сложная техника прикрывалась съемным кузовом обтекаемых форм. Даже фары находились под обтекателями, повторяющими поверхность крыльев. С правого бока точно посередине базы имелись специальные окна, в которые выходили расположенные одна над другой выхлопные трубы. Симметричные окна располагались и на левом боку кузова и служили для вентиляции моторного отсека.
Рудольф Уленхаут — главный разработчик проекта Mercedes-Benz 300 SLR W196S, как, впрочем и «300 SL», и гоночных «Серебряных Стрел» «W196» и «W196 R», использовал при создании конструкции хорошо зарекомендовавшее себя решение — пространственную раму из стальных труб, весом всего 50 килограммов. Это позволило ему довести массу автомобиля до 900 килограммов (при весе одного лишь двигателя — 234 кг.
Всего было построено 10 гоночных автомобилей модели 300 SLR W196S из них два — с закрытым кузовом-купе, подготовленных специально для гонок «Каррера Панамерикана».
В дебютной гонке «Mille Miglia» 1955 года приняли участие четыре экипажа на автомобилях Mercedes-Benz 300 SLR — Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс, Карл Клинг и Ганс Геррманн. Утром 1 мая 533 автомобиля стартовали из Брешии в сторону Рима. Первый этап гонки, между Брешией и Вероной возглавлял Ганс Геррманн, установив среднюю скорость 192,23 км/ч, однако, вскоре инициативу перехватил Стирлинг Мосс.
Mercedes-Benz 300 SLR с номером «722» выиграл 1000 мильную гонку, установив рекордное время — 10 часов 7 минут 48 секунд. Со средней скоростью 157,65 км/ч Стирлинг Мосс и его сменный водитель Дэнис Дженкинсон промчались 1609 километров, чтобы оказаться на верхней ступени пьедестала. Хуан Мануэль Фанхио был вторым.
Очередной гонкой был Ле-Ман. Команда выставила три «трехсотых» SLR — два пилотировали Фанхио/Мосс и Клинг/Симон, а на третий, в напарники Джону Фитчу, руководство команды пригласило 50-летнего французского пилота Пьера Левега.
На этих соревнованиях произошла самая большая трагедия в истории автоспорта. Со старта вперед вырвался Эудженио Кастеллотти на заводской машине «Ferrari 121FM» (с мотором объемом 4,4 л), за ним шли Mercedes Фанхио и «Jaguar D» Майка Хоуторна. «Ferrari» стала сдавать, и отчаянную борьбу за лидерство повели Фанхио и Хоуторн; их преследовал Левег. Трагедия случилась на прямой «старт-финиш». Когда на 34-м круге Хоуторн стал уклоняться вправо к боксам для дозаправки, Левег начал обходить его слева — и Mercedes на полном ходу налетел на медленный «Austin Healey» аутсайдера Маклина. Покатый хвост «Healey» послужил трамплином: Mercedes взвился в воздух, обрушился на трибуны и взорвался. Погибло 79 зрителей, больше 100 человек были ранены. Команда Mercedes немедленно отозвала с трассы две другие машины (они лидировали).
Ужасающая катастрофа потрясла мир автоспорта: из календаря были отозваны «Гран При» Франции, ФРГ, Испании, Швейцарии, гонка на 1000 км в Нюрбургринге, а также «Carrera PanAmericana». Это не помешало Фанхио в третий раз стать чемпионом мира. Но в конце года команда Mercedes ушла из гонок. Ушла надолго. Непобежденной.
Технические характеристики Mercedes-Benz 300SLR (W196S)
Название модификации | 300SLR | 300SLR Coupe |
Год выпуска | 1955 | 1955 |
Число выпущенных машин | 8 | 2 |
Тип кузова | родстер | купе |
Количество дверей | 2 | 2 |
Количество мест | 2 | 2 |
Колёсная база, мм | 2 370 | 2 370 |
Длина, мм | 4 300 | 4 350 |
Ширина, мм | 1 740 | 1 750 |
Высота, мм | 1 100 | 1 210 |
Масса снаряженная, кг | 900 | 1 120 |
Число цилиндров | 8 (рядный) | 8 (рядный) |
Система охлаждения | жидкостн. | жидкостн. |
Система питания мотора | мех. впрыск | мех. впрыск |
Объем мотора, л. | 2.982 | 2.982 |
Мощность, л.с.(об./мин.) | 310 (7400) | 310 (7400) |
Крутящий момент, Н*м (об./мин.) | 317 (5950) | 317 (5950) |
Коробка передач | мех-5 | мех-5 |
Привод | задний | задний |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 7,0 | 7,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 300 | 290 |