Alfa Romeo Disco Volante («Летающая тарелка») — серия 2-местных концепткаров, выпущенных в 1952-1953 годах. Алюминиевые автомобили были построены на укороченной с 2500 до 2220 мм базе Alfa Romeo 1900. Этот автомобиль являл собой плод совместных усилий инженеров Alfa Romeo (Коломбо и Сатта) и кузовной фирмы Carrozzeria Touring. Низкий каплевидный кузов действительно напоминал летающую тарелку и почти не имел стыков и швов, а также на нем отсутствовали колесные арки.
Спорткар обладал очень низким коэффициентом лобового сопротивления, на уровне современных Порше и Феррари — всего 0,25. Проектировщики серьезно продумали аэродинамику кузова. Не сосредотачиваясь лишь на лобовой области, они учли влияние боковых потоков, и, в результате, получили кузов необычной формы, с очень выпуклыми боковыми поверхностями. А так как в середине 50-х была очень популярна тема НЛО, автомобиль сразу получил прозвище «Летающая тарелка». Первые испытания показали правильность аэродинамических расчетов, на предельной скорости 220 км/ч влияние воздушных потоков не ощущалось.
В 1952 году было изготовлено 3 экземпляра: 1 — с кузовом типа купе и 2 — спайдера.
Подвески «Летающих тарелок» были унифицированы со штатной Alfa Romeo 1900: независимая двухрычажная — спереди и зависимая с верхним А-образным рычагом — сзади. Трубчатая, лестничной конструкции рама жестко соединялась с пространственной конструкцией из тонких стальных труб. К этому шасси крепились поперечные рычаги передней подвески и, на цилиндрических пружинах, подвешивалась ведущая задняя ось.
Силовой агрегат был изготовлен на базе двигателя модели AlfaRomeo 1900 Sprint, с увеличенным до 2.0 литров (1997 см³) рабочим объёмом цилиндров. Блок цилиндров изготовили из алюминия, в отличие от чугунных стандартных моделей.
Мотор был снабжен двумя карбюраторами, на которых отсутствовал воздушный фильтр на входе, также дополнительно был укорочен выпуск. Все эти конструктивные изменения позволили снять с двигателя максимальную мощность в 158 л.с. при 6500 об/мин., что являлось отличнейшим результатом (для сравнения, серийный мотор массовых образцов донора Alfa Romeo 1900 Super Sprint развивал максимум 115 сил). Форсированный мотор работал в паре с 4-скоростной механической коробкой передач (которая показала себя очень ненадежной). Максимальная скорость автомобиля со 158-сильным мотором достигала 220 км/ч, а разгон до «сотни» обеспечивался всего за 7 секунд.
В 1953 году «Disco Volante» значительно модернизировали: один автомобиль получил 4-цилиндровый двигатель, остальные две машины – шестицилиндровые с рабочим объемом 2955 см3 и мощностью 230 л.с. Позже объём увеличили до 3495 см3, мощность составила 246 л.с.
«Disco Volante» — была скорее опытным образцом или выставочным экспонатом, чем продуманным и совершенным гоночным автомобилем для побед. На ней испытывали экспериментальные двигатели, которые затем более успешно показывали себя на других автомобилях.
Уникальный 3.5-литровый автомобиль представлен в музее Бискаретти в Турине; 2.0-литровая версия выставлена в музее Alfa Romeo в Арезе и регулярно используется для соревнований классических автомобилей. Стоимость каждого из экспонатов оценивается в целое состояние и достигает от 1 000 000 до 2 000 000 Евро.
Технические характеристики Alfa Romeo C52 Disco Volante
Год выпуска | 1953 | 1953 |
Обозначение | C52 Spider | C53 Coupe |
Тип кузова | 2-дв. спайдер | 2-дв. купе |
Число мест | 2 | 2 |
Система питания | карб.х2 | карб.х2 |
Число цилиндров | 4 (рядный) | 4 (рядный) |
Рабочий объем , см³ | 1 997 | 1 997 |
Макс. мощность, л.с. / об. | 158 / 6500 | 158 / 6500 |
Крутящий момент, Н*м / об. | 165 / 5000 | 165 / 5000 |
Тип привода | задний | задний |
Трансмиссия | 4-ст. мех. | 4-ст. мех. |
Длина, мм | 3 920 | 3 900 |
Ширина, мм | 1 780 | 1 780 |
Высота, мм | 1 100 | 1 150 |
Колесная база, мм | 2 200 | 2 200 |
Снаряженная масса, кг | 760 | 750 |
Макс. скорость, км/час | 220 | 220 |
Разгон 0‑100 км/ч, с | 7,0 | 7,0 |