Giulietta – компактное авто, производившееся итальянской автомобилестроительной компанией Alfa Romeo с 1954 по 1965 год — первый автомобиль марки, получивший собственное имя, вместо индекса. Презентация автомобиля с 4-местным кузовом купе состоялась в апреле 1954 года на «Туринском Автошоу». Небольшой автомобильчик с южным темпераментом сразу же стал национальным хитом.
Новая модель оказалась доступна людям среднего достатка, за небольшие деньги получавшим вполне современный, скоростной и комфортабельный автомобиль. Стоимость новинки на момент начала производства составляла 1 900 000 лир, для сравнения – за Alfa Romeo 1900 Super Sprint Coupe просили 3 210 000 лир. Объемы производства и продажи Giulietta превзошли все прогнозы и ожидания: 12 единиц, построенных в 1954 году, в 1955 году — 1415 и в 1956 году – 1855… Всего за 11 лет производства было выпущено около 140 000 единиц «Джульетты» различных модификаций.
В начале 1950-х пост генерального директора Alfa Romeo занял Джузеппе Лураджи. Именно ему фирма обязана своим послевоенным возрождением — он сумел переориентировать производство. До войны марка считалась одной из самых дорогих в Европе, а ее автомобили выпускались очень ограниченными сериями. Но в послевоенной разрушенной Европе, дорогие и эксклюзивные модели не пользовались спросом. Требовалось срочно менять направление и выходить из сложившейся ситуации, иначе, можно было потерять компанию. Лураджи вовремя сориентировался и разобрался в тенденциях своего времени. Он понимал, что автомобиль перестает быть привилегией состоятельных людей, превращаясь в массовое явление, а потому основная задача теперь — выпуск доступных народных машин.
Своевременно подоспел и План Маршалла — программа восстановления и развития Европы после войны при финансовой помощи США. Согласно этому плану и финансировалось восстановление «альфовских» производственных площадок.
Giulietta стала синтезом передовых технологий Alfa Romeo, сконцентрированных всего в 1290 «кубиках» рабочего объема двигателя. Появление на рынке в 1954 г. спорткупе Alfa Romeo Gullietta Sprint со свежим, динамичным и эффектным дизайном, разработанным фирмой Carrozzeria Bertone, было беспроигрышным ходом.
Темпераментное купе
Автомобиль получил переднюю независимую пружинную подвеску на двойных поперечных рычагах, и заднюю — неразрезной мост на продольных реактивных тягах. В качестве силовой установки был сконструирован 4-цилиндровый двигатель объёмом 1.3 литра с алюминиевым блоком, который располагался продольно в передней части кузова. По тем временам, он имел весьма прогрессивную конструкцию с двумя распределительными валами, расположенными непосредственно в головке цилиндров, которая была отлита из специального алюминиевого сплава и имела полусферические камеры сгорания. Правда, для «Альфа-Ромео» такая конструкция не была новинкой – ещё в 1914 году аналогичная схема газораспределительного механизма была испытана на Alfa Romeo Grand Prix, а с 1928 года, после появления модели «6С», такая конструкция двигателя стала обычной для автомобилей марки «Альфа-Ромео». Мощности 65 «лошадок» было достаточно для того, чтобы разгонять легкий (860 кг) автомобиль до максимальных 160 км/час и набирать «сотню» за 13 секунд.
Giulietta получила довольно оригинальную конструкцию трансмиссии: двигатель, расположенный спереди, через длинный вал соединялся с коробкой передач и дифференциалом, установленными вблизи задней оси. Такое решение улучшало распределение массы между осями, однако, имело и ряд технологических недостатков: вал, соединяющий мотор с коробкой передач, вращался с такой же скоростью, как и коленвал мотора, а это приводило к быстрому износу подшипников; переключение передач было недостаточно четким и с большим ходом рычага; заднее сиденье постоянно нагревалось от коробки передач с дифференциалом, особенно, летом.
В целом, автомобиль получился очень удачным: маневренность и динамичность – «в одном флаконе» с надежностью и практичностью. Giulietta была автомобилем, разработанным для широкой публики, с хорошим соотношением цены и качества. Даже после десяти лет производства она выглядела современно и сохраняла свой неповторимый аэродинамический и изящный стиль. Фирменная «альфовская» радиаторная решетка-клюв, дополненная двумя горизонтальными отверстиями с никелированной отделкой, плавные обводы стремительного изящного кузова с большим изгибом заднего стекла, не могли оставить никого равнодушными.
В 1956 году мотор подвергли модернизации, разогнав его до 70 л.с. (Tipo 750b). Также появилась модификация Alfa Romeo Giulietta Sprint Veloce с мотором, оснащенным двумя карбюраторами Weber, она развивала 90 л.с. (Tipo 750E), и могла разогнаться до максимальных 180 км/ч. В 1958 году на смену 70-сильной версии приходит более совершенная, мощностью 80 сил.
Стоит также упомянуть об экстремальной спецверсии «Джульетты», которая производилась в 1956 – 1957 годах и была подготовлена для участия в гонках. Основной задачей конструкторов было максимально облегчить автомобиль: были установлены раздвижные боковые окна, заднее стекло изготовили из оргстекла, на многих образцах отсутствовал бампер (либо стоял алюминиевый). Также в машине избавились от задних сидений, а двери и крышу сделали из алюминия. В итоге, вес спортивного купе удалось снизить до 770 кг, против 860 кг у базового автомобиля. На заводе Bertone было произведено около 200 единиц спортивных «Джульетт».
В 1959 году базовую «Джульетту» подвергли заметному рестайлингу. Обновленное купе было показано на Франкфуртском автошоу этого же года. Передняя часть получила новые крылья, решетки, бампер, капот и много других элементов дизайна, также существенные изменения перенесла и кормовая часть. Салон получил более современное оформление с некоторые новыми стилистическими изменениями. Модель получила новый внутрифирменный индекс – Tipo 101.
С 1962 года модель начали продавать с новым именем – Alfa Romeo Giulia Sprint. В старом, 101-м кузове, был установлен более мощный мотор с увеличенным объемом до 1.6 литра (91 л.с.). Производство модели Giuliaс кузовом «типа 101» и мотором 1.6 продолжалось до 1964 года. С 1964 года машине вновь возвращают 1.3-литровый мотор и прежнее имя Giulietta Sprint. С именем «Джульетта» и с 1.3-литровым мотором купе продолжало выпускаться до 1965 года, когда 101-е кузова окончательно покинули конвейер.
Практичный седан и универсал
В 1955 году на Туринском автосалоне была представлена модель Alfa Romeo Giulietta Berlina — 4-дверный седан для тех, кто хотел обладать настоящей «Альфа-Ромео», но прежде всего, ценил практичность. На седан установили 1.3-литровый мотор, но дефорсированный до 53 л.с. Из-за относительно слабого мотора седан не обладал таким темпераментом, как купе. Максимальная скорость была всего 135 км/ч, а до сотни он разгонялся за 18,5 секунд. Внешне седан выглядел несколько тяжелее и скучнее, чем купе, в его чертах уже не было спортивности и стремительности. Позже появилась модификация с 65-сильным мотором.
«Берлина» за время производства пережила два рестайлинга, в 1959-м и 1961-м, причем, базовый мотор последней версии развивал 74 л.с. Она называлась уже Alfa Romeo Giulietta TI («Turismo Internationale»). Внешне машины последних лет выпуска можно отличить по более крупным подфарникам. Последняя «Джульетта» с кузовом седан покинула конвейер в 1964 году.
В 1957 году появляется версия «Джульетты» с кузовом универсал. Автомобиль был разработан на базе седана «Giulietta» и являл собой совместный проект фирм «Colli» и «Alfa Romeo». Универсал выпускали с 1957 по 1960 год мелкими партиями, всего было произведено 91 экземпляр.
Giulietta Weekendena разработана и реализована Carrozzeria Boneschi в 1957 году как альтернатива универсалу от Colli. Впервые новый универсал был представлен на Туринском автосалоне в 1957 году. Автомобиль, в отличие от более практичной Colli Promiscua, имел задние стойки с увеличенным наклоном, что придавало машине более стремительный и динамичный вид. По части механики машина была полностью идентична Giulietta Berlina.
Эксклюзивные версии «Джульетты»
Очень скоро Alfa Romeo Giulietta приобрела популярность не только у итальянских автолюбителей, но и привлекла внимание многочисленных кузовных ателье, которыми в те годы славился Апеннинский полуостров.
В 1955 году кузовное ателье «Pininfarina», используя шасси с укороченной до 2250 мм колесной базой, разработало открытую двухместную версию Giulietta Spider. Новая модификация «Джульетты» получила внутрифирменный индекс Tipo 750d. Масса «Спайдера» из-за меньших габаритов была снижена до 840 кг, что благоприятно повлияло на его динамические характеристики. В сочетании со штатным 65-сильным мотором максимальная скорость достигала 165 км/ч, а разгон до «100» занимал 12,4 секунды.
В 1956 году «Спайдер» получил мотор с увеличенной мощностью до 70 сил, а в 1958 — до 80 сил. С 1957 года на производство принята модель «Giulietta Spider Veloce» с уже известным 90-сильным мотором, оснащенным двумя карбюраторами Weber.
Позже, в 1959 году, «Паука», как и базовое купе, подвергли заметному рестайлингу.
«Спайдер» особенно хорошо продавался в США. На его американском рекламном проспекте красовался патриотический лозунг «Italians build such exciting cars» («Такие восхитительные автомобили делают итальянцы»).
В 1962 году «Джульетту Спайдер» снимают с производства, точнее сказать, устанавливают в старый кузов Tipo 101 новый 1600-кубовый мотор, и начинают выпускать под другим именем — Giulia Spider. Так продолжалось до 1965 года, пока модель окончательно не сняли с производства.
В «Carrozzeria Bertone» в 1957 году построили самую экзотическую из всех модификаций Giulietta, названную Alfa Romeo Giulietta Sprint Speciale Bertone. Прототипы были представлены на автосалонах в Турине, Женеве и Париже в 1957 году. Машина получила оригинальный обтекаемый кузов с футуристическим дизайном, построенный на укороченной базе (как и «Спайдер» 2250 мм). Последним штрихом к новому шедевру стал «запряженный целой сотней лошадей» 2-карбюраторный мотор 1.3 литра. Алюминиевый кузов позволил снизить снаряженную массу модели до 785 кг, благодаря чему удалось достичь максимальной скорости в 180 км/ч. Для прохода стрелки спидометра от нуля до «сотни» «Giulietta Sprint Speciale» требовалось всего 11 с, что для конца 50-х было впечатляющим динамическим показателем. Серийное производство наладили в 1959 году.
Модель перестали выпускать в 1962 году, изготовив 1366 экземпляров «Giulietta SS».
С таким же 100-сильным мотором, с 1960 года мелкими сериями производили и компактное двухместное купе «Giulietta Sprint Zagato» (Tipo 101.26), тоже на укороченном шасси. Авторство его дизайна принадлежало фирме Zagato, специализировавшейся на легких спортивных автомобилях.
Созданное на общей платформе со спортивной версией «SS», спорткупе «SZ» («Sprint Zagato») обладало четко выраженной гоночной направленностью и футуристическим дизайном кузова со смелыми стилистическими решениями. Лаконичность деталировки, двухобъемность, большое, сильно наклоненное, заднее стекло и эффектные дутые пропорции стали новой стилистической тенденцией спортивных купе Alfa Romeo.
Развитая аэродинамика, 100-сильный мотор и небольшая масса (всего 750 кг), позволили Giulietta SZ разгоняться до максимальной скорости в 200 км/ч. Неудивительно, что Giulietta SZ успешно выступала в гонках, в частности, на этих автомобилях были выиграны соревнования «Тарга Флорио» 1962 г. и «1000 км Нюрбуринга» 1963 г.
Giulietta SZ выпускалась до 1962 г., после чего ее сменило новое спорткупе «TZ» на новой платформе Tipo 105.
Сейчас Giulietta стала неким автомобильным символом Италии. Более трети машин до сих пор на ходу, а цена классических «Джульетт» на аукционах достигает от нескольких десятков (самых простых вариантов) до нескольких сотен тысяч $ (для эксклюзивных и редких экземпляров).
«Макаронники» в очередной раз доказали, что они умеют делать классные машины, вписав золотыми буквами имя своей «Джульетты» в книгу истории мирового автомобилестроения.
Технические характеристики Alfa Romeo Giulietta Sprint / Berlina
Тип кузова | 2-дверное купе | 4-дверный седан |
Система питания | карб. / 2-карб | карб. |
Числоцилиндров | 4 | 4 |
Рабочий объем, см³ | 1290 | 1290 |
Макс. мощность, л.с. | 65 — 90 | 53 — 74 |
Тип привода | задний | задний |
Трансмиссия | 4-ст. мех. | 4-ст. мех. |
Передняя подвеска | независимая | независимая |
Задняя подвеска | зависимая | зависимая |
Габариты (ДхШхВ), мм | 3980 х 1535 х 1320 | 3990 х 1550 х 1400* |
Колесная база, мм | 2380 | 2380 |
Снаряженная масса, кг | 860 — 895 | 870 — 980 |
Макс. скорость, км/час | 160 — 180 | 135 — 157 |
Разгон 0‑100 км/ч, с | 13,0 — 11,5 | 18,5 — 15,0 |
* — в 1960-х модернизированный седан имел несколько большие размеры.