Компания SAAB успешно адаптировала свои серийные автомобили для участия в различных национальных соревнованиях, не внося в их конструкцию существенных изменений. Однако, для участия в международных соревнованиях, был необходим специальный автомобиль класса GT, и в середине 50-х годов руководство решило начать разработку подобной машины. Работы по его созданию были поручены дизайнеру Сикстену Сасону и штатному гоночному эксперту Рольфу Мелльде.
Мелльде разработал каркас из металлических труб, изготовленных из легкого сплава – такая конструкция была свойственна многим спортивным машинам 1950-х годов. Каркас, как и было задумано, получился очень легковесным, его масса составляла всего 70 кг.
Дизайнер Сикстен Сасон создал макет в натуральную величину, с которого позже был скопирован кузов. В аэродинамическом дизайне перспективного спорткара узнавались мотивы самолетной тематики.
Кузов изготовили из фибергласа – стекловолокна, пропитанного эпоксидной смолой. В 1950-х стекловолокно считалось материалом будущего, и никто из сотрудников Saab не имел опыта работы с ним. Помощь в осуществлении проекта оказала фирма SOAB из Готенбурга.
Утром 14 октября 1955 года автомобиль был готов. До этого момента все работы над новым прототипом держались в строжайшем секрете — случайные очевидцы могли лишь увидеть шасси, которое появлялось на дорогах во время испытательных заездов.
Автомобиль получил название Sonett. 2-дверный родстер Saab Sonett получился очень легким – его вес составил всего 500 кг. В качестве силовой установки был выбран 2-тактный 3-цилиндровый двигатель объемом 0.750 литра (германской фирмы DKW). Мотор был форсирован и развивал максимальную мощность 58 л.с. при 5000 об./мин., что в паре с 3-ступенчатой механической коробкой передач должно было обеспечить расчетную максимальную скорость 190 км/ч. Стоит заметить, что расчетной скорости, в последствии, так достигнуть и не удалось, все что получилось выжать – 160 км/ч.
Помимо Меллде и Сасона в разработке Sonett участвовали еще три инженера: Ларс Олов Олссон, Олле Линдквист и Гетта Свенссон.
Руководство компании решило, что Sonett стоит приберечь до Стокгольмского автосалона, который должен был пройти в марте 1956 года. И вот, 16 марта 2-местный Sonett был официально представлен публике в Стокгольме.
Презентация нового спортивного автомобиля прошла очень успешно. Дилеры завалили Saab многочисленными заказами на новую спортивную малолитражку. В апреле 1956 года на пароме автомобиль был отправлен в США для презентации марки Saab на Североамериканском материке. Той же весной машину отправили на участие в испытательном пробеге, за время которого машина прошла по дорогам общего пользования свыше 5 тысяч километров.
В ноябре 1956 года Рольф Мелльде получил распоряжение на изготовление еще 5 тестовых образцов Saab Sonett. Из сарая в Асаке производство переехало на завод ASJ в Линкепинге, который по договоренности с компанией «Сааб», поручил выпуск кузовов фирме Knossverkstaderna в Катеринхольме. Весной 1957 года все пять автомобилей были готовы.
Шасси перспективных спортивных спайдеров было изготовлено из листовой стали, а кузов — из алюминия. На первых парах руководство компании Saab планировало наладить серийную сборку Sonett на производственных мощностях британской компании Jensen, которая тогда выпускала купе P1800 для Volvo. Нежелание мистера Дженсона посетить штаб-квартиру Saab в Швеции, а также тот факт, что британцы строили автомобили, пользовавшиеся слабым спросом в Америке (для Saab США являлись основным рынком сбыта за рубежом), заставили руководство шведской марки заключить контракт с компанией ASJ.
К ноябрю 1957 года Saab намеревался выпустить 2000 экземпляров Sonett, однако, серийное производство так и не было начато. В конце 1957 года изменились правила сертификации автомобилей, позволившие серийным автомобилям Saab участвовать в гонках. Компания больше не нуждалась в оригинальной спортивной модели…
До наших дней в оригинальном состоянии сохранилось пять автомобилей из шести. Два Sonett, включая первенца с кузовом из фибергласа, хранятся в заводском музее Saab Car Museum в Трольхеттане, три авто разошлись по частным коллекциям, а шестой Sonett в середине 1960-х был превращен в купе и впоследствии разбит.
Технические характеристики SAAB Sonett I (1955 — 1957)
Система питания | карб |
Число цилиндров | 3 (рядный) |
Рабочий объем, л. | 0,750 |
Макс. мощность, л.с. (об./мин.) | 58 (5000) |
Крутящий момент, Н*м (об./мин.) | 85 (4000) |
Система охлаждения | жидкостная |
Трансмиссия | 3-ст. мех. |
Привод | передний |
Колесная база, мм | 2200 |
Снаряженная масса, кг | 520 |
Макс. скорость, км/час | около 160 |