Alfa Romeo 16C Bimotore (1935)

В истории автомобилестроения найдется немного проектов, столь же амбициозных и технически смелых, как Alfa Romeo 16C Bimotore. Созданный в 1935 году под руководством Витторио Яно, этот автомобиль бросил вызов общепринятым концепциям гоночных машин своего времени.

Концепция и предпосылки создания

Alfa Romeo 16C Bimotore (1935) Alfa Romeo 16C Bimotore (1935) Alfa Romeo 16C Bimotore (1935)

К середине 1930-х годов в гонках Гран-при наметилось явное доминирование немецких производителей. Auto Union и Mercedes-Benz демонстрировали превосходство своих технологий, вынуждая итальянских инженеров искать нестандартные решения.

Основная идея Bimotore заключалась в простом, но радикальном принципе: если одного двигателя недостаточно для победы, нужно установить два. Инженеры Alfa Romeo взяли за основу проверенную модель P3 и кардинально ее переработали.

Техническая реализация двухмоторной схемы

Компоновка силовых агрегатов:

  • Два рядных 8-цилиндровых двигателя

  • Передний мотор расположен в стандартном положении

  • Задний двигатель установлен за кокпитом пилота

  • Общий рабочий объем: 5.8 литра (2 × 2.9 л)

Особенности двигателей:

  • Алюминиевые блоки цилиндров

  • Два верхних распределительных вала на каждый двигатель

  • Система сухого картера

  • Два карбюратора Weber 55AS5

Мощность каждого двигателя составляла примерно 235 л.с., что в сумме давало 470 л.с. — беспрецедентный показатель для того времени.

Трансмиссия: вызов инженерной мысли

Самым сложным техническим заданием стало создание эффективной трансмиссионной системы для двух независимых двигателей.

Конструктивное решение:

  • Две отдельные 4-ступенчатые коробки передач

  • Механическое управление передней КПП

  • Электропневматический привод задней КПП

  • Независимые сцепления

Пилоту приходилось управлять двумя рычагами переключения передач и двумя педалями сцепления, что требовало невероятной координации и навыков.

Ходовая часть и управляемость

Шасси автомобиля было значительно усилено для восприятия возросших нагрузок. Колесная база увеличена до 2750 мм для размещения второго двигателя.

Подвеска и тормоза:

  • Передняя независимая подвеска на поперечных рессорах

  • Задняя неразрезная ось с полуэллиптическими рессорами

  • Барабанные тормоза на всех колесах

  • Механический привод тормозов с вакуумным усилителем

Масса автомобиля составляла 890 кг, а распределение по осям — 52%/48%, что считалось оптимальным для гоночного автомобиля того времени.

Гоночная карьера и технические проблемы

Bimotore дебютировал в 1935 году, но его гоночная карьера оказалась недолгой и не слишком успешной.

Основные проблемы:

  • Сложность синхронизации работы двигателей

  • Перегрев заднего мотора

  • Чрезмерный износ шин

  • Высокий расход топлива

На некоторых прямых автомобиль показывал феноменальную скорость, но на виражах пилоты сталкивались с серьезными проблемами управления. Несмотря на техническую новизну, проект был признан бесперспективным после всего одного сезона.

Технические характеристики

  • Двигатели: 2 × 8-цилиндровых рядных, 2.9 л

  • Мощность: 470 л.с. (суммарно)

  • Трансмиссия: 2 × 4-ступенчатых МКПП

  • Масса: 890 кг

  • Разгон 0-100 км/ч: 4.8 с

  • Максимальная скорость: 290 км/ч

Наследие и влияние

Хотя 16C Bimotore не добился значительных гоночных успехов, его концепция оказала существенное влияние на развитие автоспорта.

Технические инновации:

  • Одна из первых попыток создания полноприводного гоночного автомобиля

  • Доказательство возможности независимого управления приводами осей

  • Разработка систем синхронизации работы multiple силовых агрегатов

Принципы, опробованные в Bimotore, позже нашли применение в современных системах полного привода и гибридных силовых установках.

Сохранение для истории

Единственный уцелевший экземпляр 16C Bimotore сегодня хранится в музее Alfa Romeo в Арезе. Автомобиль поддерживается в рабочем состоянии и occasionally участвует в исторических регатах.

Оценочная стоимость этого раритета превышает 10 миллионов евро, что отражает его историческую значимость и техническую уникальность.

Alfa Romeo 16C Bimotore остается свидетельством смелости инженерной мысли и готовности идти непроторенными путями в поисках технологического превосходства. Этот автомобиль напоминает, что даже «неудачные» эксперименты могут оставить важный след в истории автомобилестроения.