Известная британская автомобилестроительная компания Austin, производившая в основном гражданские легковые модели и небольшие коммерческие грузовики, с началом Второй мировой войны была вынуждена переориентировать свое производство и приступить к выпуску военных автомобилей. После войны фирма получила задание военных на разработку нового многофункционального легкового внедорожника, аналогичного американскому джипу Виллис.
В 1948 году Land Rover выпустил свой военный вездеход. Это способствовало ускорению работ на Остине, т.к. новый и простой внедорожник «Лэнд Ровера» проявил себя лучшим образом и мог в будущем вытеснить с рынка другие джипы. Именно тогда началась конкурентная борьба между двумя британскими компаниями, из которой Land Rover вышел победителем.
Итак, лишь к 1952 году Austin представил свой армейский джип WN1 (он же – Champ). В соответствии с армейскими стандартами военные присвоили ему индекс FV-1801A. По сравнению с Land Rover, Austin имел более сложную и тяжелую конструкцию, насыщенную оригинальными инженерными решениями. Austin Champ получил карбюраторный 4-цилиндровый мотор от Rolls-Royce с рабочим объемом 2.8 литра и мощностью 80 л.с. Двигатель имел интересную систему газораспределения, а именно — смешанное расположение клапанов: верхние были впускными, а нижние – выпускными.
Британский джип получил полный привод с возможностью принудительного отключения передних ведущих колес. Коробка передач была механической синхронизированной и имела 5 передач. Что примечательно, в КПП не было передачи заднего хода(!). Крутящий момент передавался на задний мост, который имел редуктор со встроенным реверсным механизмом. При перемещении специальной рукоятки в определенное положение, реверсный механизм срабатывал и заставлял вращаться ведущие колеса в обратном направлении — так происходило движение назад. Причем, при движении задним ходом были доступны все 5 скоростей (трудно представить, где это может пригодиться). Что еще интересно — крутящий момент на переднюю ось передавался от заднего моста при помощи длинного карданного вала, т.е. задний редуктор одновременно являлся и раздаточной коробкой(!).
Подвеска всех колес была независимой (так называемой торсиластиковой) системы Flexitor. Она состояла из продольных штампованных рычагов на каждом колесе, объединенных поперечными цилиндрическими резиновыми торсионами с гидравлическими амортизаторами двойного действия.
Вторым мотором, которым комплектовали Champ, был силовой агрегат собственной конструкции – серии A90 с объемом 2.7 литра и мощностью 75 л.с. Максимальная скорость британского джипа с таким двигателем составляла 107 км/ч.
Название «Чемп» (сокращение от слова «чемпион») официально относилось только к гражданскому варианту с двигателем «Остин А90» (шасси имело обозначение WN3), тем не менее, военные так называли и армейский вариант джипа. Стоит отметить, что существовала и военная модификация с двигателем А90, которая носила обозначение WN2.
Кузов внедорожника имел упрощенную конструкцию – без дверей с брезентовым съемным верхом. Основанием являлась рама с крестообразной поперечиной, приваренной к полу. К основанию были приварены и щит передка, брызговики крыльев, рамка передних сидений, а также задний опорный брус кузова. (Условно конструкцию кузова подобного строения можно назвать «полунесущей».)
Что касается системы электрооборудования, то она была герметизированной и имела напряжение 24В. Для питания радиостанции служил собственный электрогенератор.
При своих компактных размерах, автомобиль имел немалую снаряженную массу – 1664 кг. Полная масса составляла 2032 кг.
«Чемп» начал поступать в войска в 1952 г. С 1953 года был запущен в производство более комфортабельный вариант британского джипа – FV-1802A, получивший металлические двери, а с 1954 года — вариант FV-1501, оборудованный металлической крышей. Существовала также модификация полевой санитарной машины, кабелеукладчика и платформы для безоткатного орудия, а также вариант для спецназа. Модель FV-1801А применяли только в вооруженных силах Британии и Австралии.
Следует отметить, что Austin Champ получился слишком сложным и дорогим в производстве, к тому же, он отличался низкими надежностью и ремонтопригодностью. Именно поэтому большого распространения в армии автомобиль не получил, хотя с 1952 по 1956 год он был выпущен в количестве 11 732 экземпляра.
Технические характеристики армейского джипа Austin Champ FV-1801A
Год выпуска | 1952 — 1956 | 1953 — 1956 | 1953 |
Название модели | Austin FV 1801 A Truck 1/4 Ton 4×4 Tc Wn-1 | Austin FV 1801 A Truck 1/4 Ton 4×4 Tc Wn-2 | Austin FV 1802 A Utility Truck 1/4 Ton |
Тип кузова | Упрощенный без дверей, окрытого типа | Упрощенный без дверей, окрытого типа | Съемная брезентовая крыша, 2-дверный |
Число мест | 4 | 4 | 4 |
Длина, мм | 3670 | 3670 | 3658 |
Ширина, мм | 1560 | 1560 | 1651 |
Высота, мм | 1880 | 1880 | 1880 |
Колесная база, мм | 2134 | 2134 | 2134 |
Колея передняя, мм | 1237 | 1237 | 1237 |
Колея задняя, мм | 1257 | 1257 | 1257 |
Дорожный просвет, мм | 234 | 234 | 232 |
Масса снаряженная, кг | 1664 | 1651 | 1702 |
Полезная нагрузка, кг | 368 | 381 | 381 |
Масса полная, кг | 2032 | 2032 | 2083 |
Тип привода | полный (подключаемый) | полный (подключаемый) | полный (подключаемый) |
Раздатка | 1-ступенчатая, встроенная в задний мост | 1-ступенчатая, встроенная в задний мост | 1-ступенчатая, встроенная в задний мост |
Коробка передач | мех. 5-ст. | мех. 5-ст. | мех. 5-ст. |
Модель двигателя | Rolls-Royce 173 F-head | Austin A90 | Rolls-Royce 173 F-head |
Система питания мотора | карбюраторный | карбюраторный | карбюраторный |
Система охлаждения | жидкостная | жидкостная | жидкостная |
Объем двигателя, куб.см | 2838 | 2660 | 2838 |
Число цилиндров | 4 (рядный) | 4 (рядный) | 4 (рядный) |
Мощность двигателя, л.с. (об./мин.) | 80 (3750) | 75 (3750) | 80 (3750) |
Крутящий момент, Н*м (об./мин.) | 170 (2000) | 183 (2000) | 170 (2000) |
Макс. Скорость, км/ч | 105 | 107 | 104 |