Долгое время автомобильный спорт в СССР считали буржуйским пережитком. Никакой поддержки со стороны государства эта сфера деятельности не получала. Автомобили, предназначенные для участия в соревнованиях, собирались, что называется, на коленке, т.е. не в промышленных условиях. Естественно, каких-либо существенных результатов в этом виде спорта, участвуя на «самопальных болидах», достичь не удавалось. Лишь в середине 1930-х отношение к этому явлению несколько изменилось.
Так, решением партии на ГАЗе была создана конструкторская группа во главе с Евгением Агитовым – заместителем главного конструктора ГАЗа. Перед конструкторским бюро Агитова была поставлена задача по разработке и созданию гоночного автомобиля. К услугам конструкторов передавались все современные достижения и наработки советского автопрома того времени.
ГАЗ ГЛ-1 1938 года
Так, в 1938 году горьковчане представили свой гоночный автомобиль, которому присвоили обозначение ГАЗ ГЛ-1. Индекс ГЛ-1, скорее всего, расшифровывался как «Гоночная Липгарта №1», т.к. главным конструктором завода в то время был Андрей Липгарт.
За основу перспективной гоночной машины решено было взять серийный ГАЗ М-1, который был единственным легковым автомобилем в производственной программе Горьковского автозавода.
На обычной раме М-1 был смонтирован открытый 1-местный кузов с открытыми колесами (без крыльев) и пониженным ветровым стеклом. С левой стороны кабины был предусмотрен вырез под локоть гонщика. Капот, боковые части капота и решетка радиатора, а также еще часть деталей были унифицированы с М-1. Общая масса автомобиля была значительно уменьшена – составила всего 1000 кг.
В угоду аэродинамике задняя часть гоночного автомобиля была выполнена приплюснутой и оформленной в виде расширенного хвоста.
В качестве базового силового агрегата был выбран двигатель от той же М-1. Это был 4-цилиндровый мотор с рабочим объемом 3.3 литра (лицензионная копия мотора Ford-BB). Его несколько форсировали путем увеличения диаметра клапанов, установки новой головки блока цилиндров и двух карбюраторов. После всех доработок мощность мотора выросла на 15 л.с. и составила 65 л.с./3200 об. Видимо, это был предел, и с устаревшего мотора ГАЗ-М1 снять больше мощности не удалось.
Техником-испытателем нового автомобиля стал 24-летний Аркадий Николаев – ведущий испытатель и руководитель группы дорожных испытаний автомобилей ГАЗа. Аркадий не только испытывал машину, но и лично проводил техобслуживание и готовил высокооктановое топливо.
В 1938 году в Киеве проводились соревнования, где и состоялось боевое крещение машины ГЛ-1. Но, как ни парадоксально, первое место тогда автомобиль не занял. Аркадий Николаев смог достигнуть на ней 143 км/ч. Всесоюзный же рекорд скорости – 143,266 км/ч – был установлен Георгием Клещёвым на самодельном ГАЗ М-1 «Спорт».
Через пару месяцев после соревнований Николаев все-таки смог побить рекорд Клещева. На Московском шоссе города Горького Аркадий Николаев прошел на ГЛ-1 один километр с хода со средней скоростью 147,84 км/ч.
ГАЗ ГЛ-1 1940 года
Испытания ГЛ-1 показали, что автомобиль требует дальнейших доработок. Так, в 1940 году был представлен глубоко модернизированный новый вариант ГЛ-1. В качестве базы была выбрана более совершенная модификация легкового автомобиля ГАЗ 11-73.
На этот раз конструкторы использовали уже не 4-х, а 6-цилиндровый силовой агрегат с рабочим объемом 3.5 литра, на который установили два карбюратора и форсировали до 100 л.с.
Также существенной доработке подвергли и кузов машины — у водителя над головой был установлен съемный обтекаемый колпак, а на колесах – аэродинамические обтекатели. При этом масса автомобиля возросла всего на сотню килограммов. Стремительный и эффектный дизайн ГЛ-1 казался в те годы просто фантастическим.
Цель была достигнута: во время официальных соревнований Аркадий Николаев установил новый всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч. ГЛ-1 стала гордостью ГАЗа, самой перспективной машиной своего времени, символом технического прогресса СССР.
Правда, появление ГЛ-1 совпало с созданием на ЗиСе спортивного автомобиля – родстера ЗиС-101 «Спорт». В том же 1940 году на официальных соревнованиях ЗиС достиг скорости 162,4 км/ч. Но ЗиС имел 8-цилиндровый мотор объемом 6.1 литра с алюминиевой головкой блока, алюминиевыми поршнями и шатунами.
Жаль, но СССР не был первым, и даже не был вторым – в гонке за скоростью мы безнадежно отставали. Пока гордость горьковчан пыталась разогнаться до 160 км/ч, в Европе на скоростных треках уже хозяйничали «Ауто-Унионы», «Мазерати» и «Мерседесы», способные развивать уже более 300 км/ч.
Однако, создатели ГАЗ ГЛ-1 не останавливались на достигнутых результатах — в 1941 году были начаты работы над очередным поколением гоночных автомобилей. Но вскоре нашей Родине стало не до гонок и рекордов, ибо началась война. Созданные прототипы были утеряны, а интеллектуальный потенциал конструкторов ГАЗа и ЗиСа был сконцентрирован на создании образцов техники, которая могла бы пригодиться на фронте.
В 2010 году «Кузовная мануфактура Александра Бушуева» на базе фотографий и эскизов воскресила уникальный гоночный автомобиль ГЛ-1. Была проделана просто титаническая работа — с чистого листа на базе оригинального шасси М-1 был создан автомобиль практически идентичный прототипу 1940 года. Автомобиль окрасили в красный цвет, что придало гоночной машине еще больше эффектности (оригинал имел серый цвет).
Технические характеристики ГАЗ ГЛ-1
Год выпуска | 1938 | 1940 |
Система питания | 2 х карб. | 2 х карб. |
Число цилиндров | 4 (рядный) | 6 (рядный) |
Рабочий объем, л. | 3.3 | 3.5 |
Макс. мощность, л.с. (об./мин.) | 65 (3200) | 100 (3600) |
Тип привода | задний | задний |
Трансмиссия | 3-ст. мех. | 3-ст. мех. |
Передняя подвеска | независимая | независимая |
Задняя подвеска | зависимая | зависимая |
Колесная база, мм | 2845 | 2845 |
Снаряженная масса, кг | 1000 | 1100 |
Макс. скорость, км/час | около 150 | около 165 |