Dino — спортивный автомобиль, выпускавшийся компанией FIAT с 1966 по 1973 год. Своим появлением FIAT Dino обязан некоторым проблемам, которые возникли у компании «Ferrari» в 1960-х. В то время руководством «Ferrari» было принято решение о продолжении участия в соревнованиях «Формулы-2» на машинах, оснащенных очень удачным двигателем Dino V6 в классе «Grand Tourismo». Правила проведения соревнований требовали установки, как минимум, 500 таких двигателей на серийные автомобили в течение 12 месяцев. Но, на тот момент, компания «Ferrari» не располагала ресурсами и производственными мощностями для выполнения подобных задач.
На помощь пришел концерн FIAT, где давно уже созревала мысль о создании настоящего спортивного мощного автомобиля. Так, образовался некий технический альянс производителя малолитражек и производителя спорткаров (тогда FIAT еще не имел контроля над «Ferrari»). Результатом этого альянса и явился FIAT Dino, 2-местный открытый кузов для которого разработало известное итальянское кузовное ателье «Pininfarina». Новый спортивный спайдер получил V-образный 6-цилиндровый мотор, разработанный «Ferrari» с углом развала блока цилиндров 65°.
Впервые FIAT Dino был представлен общественности в 1966 году на Туринском автосалоне, причем, первым представлен был вариант с 2-местным кузовом типа спайдер. Год спустя, на Женевском автошоу показали и 4-местное купе, кузов которого был спроектирован фирмой «Bertone». Следует отметить, что спайдер и купе, несмотря на внешнее стилистическое сходство, значительно различались в деталях кузова. FIAT Dino Spider выделялся великолепным, изящным дизайном и компактностью. В то же время, Coupe имело несколько большие габариты и менее выразительный дизайн. Двигатель на обе модели установили одинаковый – 2.0-литровый, мощностью 160 л.с., что в сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач обеспечивало им максимальную скорость 210 км/ч и разгон до «сотни» за 8,2 секунды.
Эти модели разрабатывались в ужасной спешке. Удивительно, что они оказались удачными. По существу, автомобили заимствовали уже выпускаемые узлы и агрегаты других моделей «Фиата»: передняя подвеска — от седана «125», коробка передач — модернизированный агрегат от модели «2300S2», а задний мост — от «2300».
Задняя подвеска состояла из широких однолистовых полуэллиптических рессор со сдвоенными амортизаторами с каждой стороны. Сам ведущий мост снабдили дифференциалом повышенного трения.
Первым в продажу поступил «Spider» (конец 1966 г.), а на следующий год – «Coupe». Первые 500 автомобилей собрали очень быстро, чтобы позволить «Ferrari» участвовать в соревнованиях «Формулы-2». Однако, в этом классе доминировал двигатель «Cosworth FVA». Спешка оказалась напрасной – «Ferrari» выиграть чемпионат не удалось, но модели FIAT Dino продолжили выпускать и модернизировать.
В 1969 г. FIAT Dino получил более мощный 2.4-литровый двигатель (180 л.с.) и коробку передач производства фирмы «ZF», а также независимую заднюю подвеску от «FIAT130».
Всего за 7 лет концерн собрал 7651 автомобиль серии Dino: 4833 штуки с 2.0-литровым мотором и 2818 — более поздних с 2.4-литровым двигателем.
После удачного представления и начала производства FIAT Dino, «Ferrari» в 1967 году запустила в серийное производство свою модель — «Dino-206GТ» с таким же 2.0-литровым двигателем V6, но форсированным до 180 л. с. при 8000 об/мин, а с 1969 года — «246 GT» (2418 см3, 195 л. с. при 7600 об/мин), но это уже другая история.
Технические характеристики модификаций FIAT Dino (1966 — 1973)
Модификация | Spider (1966) | Spider (1969) | Coupe (1967) | Coupe (1967) |
Тип кузова | 2-дверный спайдер | 2-дверный спайдер | 2-дверное купе | 2-дверное купе |
Число мест | 2 | 2 | 4 | 4 |
Тип двигателя | бензиновый | бензиновый | бензиновый | бензиновый |
Система питания | 3 карбюратора | 3 карбюратора | 3 карбюратора | 3 карбюратора |
Число цилиндров | V6 | V6 | V6 | V6 |
Рабочий объем, л | 1.984 | 2.418 | 1.984 | 2.418 |
Макс. мощность, л.с./об. | 160 / 7200 | 180 / 6600 | 160 / 7200 | 180 / 6600 |
Крутящий момент, Н*м/об. | 172 / 6000 | 216 / 4600 | 172 / 6000 | 216 / 4600 |
Привод | задний | задний | задний | задний |
Трансмиссия | 5-ст. мех. | 5-ст. мех. | 5-ст. мех. | 5-ст. мех. |
Передняя подвеска | независимая | независимая | независимая | независимая |
Задняя подвеска | зависимая | независимая | зависимая | независимая |
Длина, мм | 4110 | 4134 | 4510 | 4507 |
Ширина, мм | 1710 | 1710 | 1700 | 1696 |
Высота, мм | 1270 | 1270 | 1290 | 1315 |
Колесная база, мм | 2280 | 2280 | 2550 | 2550 |
Снаряженная масса, кг | 1170 | 1270 | 1280 | 1380 |
Полная масса, кг | 1410 | 1510 | 1600 | 1700 |
Макс. скорость, км/час | 210 | 210 | 210 | 205 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 8,2 | 8,3 | 8,5 | 8,5 |