FIAT 600 (1955 — 1982)

Фиат 600 («Сейченто») — городской заднемоторный автомобиль итальянского автопроизводителя «Фиат», производившийся с 1955 по 1969 год. Фабрика Mirafiori выпустила 2 604 000 экземпляров. В 1960-х, 1970-х и 1980-х машина была очень популярна в странах Латинской Америки, особенно в Аргентине, где ему дали прозвище «Фитито» — уменьшительное от «Фиат».


Fiat 600 – детище талантливого итальянского конструктора Данте Джакоза, которого, по праву, называют отцом самых известных компактных Fiat. Он разработал такие знаменитые и успешные модели, как 508, 500, 126. В начале 50-х годов на волне послевоенного экономического подъема итальянский концерн взялся обновлять свой модельный ряд. Д.Джакоза поручили разработать новую городскую модель, которая сменила бы «Fiat Topolino». Она должна была быть небольшой, простой в конструкции (чтобы проще было наладить производство в огромных количествах) и, главное, доступной. Ведь, хотя Италия и переживала промышленный бум, большинство граждан все же еще не успели подняться на ноги.

Главный конструктор фирмы Д.Джакоза под создание модели «600» подвел солидную научную базу. Это коснулось в первую очередь тщательного анализа всего, что было связано с компоновкой машины, а также всестороннего исследования кинематики подвески в целях достижения наилучшей управляемости и устойчивости машины. Отличительная особенность ФИАТ-600 — жесткая взаимосвязь технических решений всех важнейших узлов. В результате, Джакоза добился высочайшей рациональности всей конструкции, компактности, малой металлоемкости.

Творение Джакозы показали на Женевском автосалоне 1955 года. Двухдверный седан длиной 3,22 м и с колесной базой в 2 м весил всего 600 кг. Он привлекал внимание современными аэродинамическими формами и ниспадающей линией крыши. Внутри Fiat 600 оказался, на удивление, просторным – вмещал четверых. Конечно, отделка салона была весьма «спартанской» – например, о такой «роскоши», как тахометр, даже речь не шла. Хотя, за доплату был доступен радиоприемник.

Что касается технического оснащения, то расположенная в заднем свесе 633-кубовая рядная «четверка» мощностью 21 л.с. работала в паре с 4-ступенчатой механической трансмиссией и разгоняла автомобиль до 95 км/ч. Радиатор находился справа от двигателя.

Расход топлива составил 7,4 л/100 км. Интересно, что подвеска всех колес была современной, независимой, причем двойные листовые пружины также исполняли роль стабилизаторов поперечной устойчивости. Трансмиссия на всех моделях Fiat 600 устанавливалась 4-ступенчатая с 3 синхронизаторами (для первой скорости синхронизатора не было). Тормоза на всех колёсах были барабанные. Также все модели Fiat 600 оснащались генераторами с внешними регуляторами. Поскольку в машине этого класса доля объема, занимаемого во внутреннем пространстве кузова колесными кожухами, довольно велика, Джакоза пошел на применение 12-дюймовых шин, вместо общепринятых 13-дюймовых. В интересах снижения массы и увеличения жесткости несущего кузова передние крылья сделали приварными, несъемными, а ряд панелей кузова — из очень тонкого (0,7 мм) стального листа.

Но самым основным достоинством Fiat 600 была его доступная цена – 590 тыс. лир, что эквивалентно сегодняшним 6500 евро. Именно она стала главным залогом успеха модели. Итальянцы, а за ними и жители многих европейских стран выстроились в очередь за доступной малолитражкой.


Вскоре линейку «600-го» расширили – представили полукабриолет со сдвижной тканевой крышей и оригинальный однообъемник Multipla. Последний можно назвать предком компактных минивэнов. При длине в 3,5 м Multipla располагал шестиместным салоном – с тремя рядами сидений. Благодаря большой вместительности, он почти сразу приобрел популярность среди итальянских таксистов.

В 1958 году был представлен интересный и оригинальный Fiat 600 Jolly. Это была пляжная версия «шестисотого» — у него отсутствовали двери, а вместо крыши был тент. Компактные Jolly пользовались большой популярностью не только на средиземноморских курортах, но и в американской Калифорнии.

Вскоре существующие заводы Fiat перестали справляться с огромным спросом на 600-й. Поэтому производство развернули в Аргентине, Испании (под названием Seat 600) и Германии (как Neckar Jagst 600). А некоторое время спустя, на его основе создали 4-дверный седан Seat 800. В феврале 1961 года был выпущен юбилейный — миллионный Fiat 600.

В 1960 году семейство модернизировали и присвоили индекс 600 D. Его оснастили новым 767-кубовым 30-сильным мотором, что подняло максимальную скорость до 110 км/ч. А с 1965 года автомобиль получил новую оптику и топливный бак большей емкости.

Руководство Fiat продолжило расширять географию производства своей массовой модели и не побоялось наладить сотрудничество с социалистическими странами. Свои взоры оно обратило на Югославию, тем более, что ее лидер Иосиф Броз Тито в юном возрасте работал в гоночной команде Fiat. Результатом сотрудничества итальянцев и югославов стал автомобиль Zastava 750, который стали выпускать с 1967 года.

Интересно, что «маленький итальяшка» оказал значительное влияние и на создание легендарного советского народного автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец». В чертах «горбатого» легко угадывается стиль Fiat 600, хотя в конструкции двух моделей были существенные различия.


В истории Fiat 600 существует еще одна глава – гоночная. Казалось бы, такой автомобиль трудно назвать спортивным. Но итальянцы не были бы итальянцами, если бы не попробовали его в соревнованиях. И весьма успешно: известный конструктор Карло Абарт разглядел в «600-том» огромный потенциал. На его базе он создал целую когорту спортивных модификаций. Их мощность подняли почти вдвое – до 57 л.с., а максимальная скорость достигла отметки 150 км/ч. Кроме того, на платформе Fiat 600 в Abarth разработали небольшое купе 750 с кузовом Zagato. Самый мощный 100-сильный вариант Abarth 750 Zagato легко развивал 200 км/ч и был оснащен дисковыми тормозами. На счету маленьких и легких Abarth – десятки побед в различных гоночных сериях. В частности, с 1962 по 1967 год итальянская команда забирала все призовые места в европейском кузовном чемпионате в своем классе.

Производство Fiat 600 и Multipla в Италии свернули в 1969 году. Но до 1973 года его выпускали в Испании, до 1982 года – в Аргентине, а югославский Zastava собирали вплоть до 1985 года. Всего изготовили около 5 млн. этих доступных автомобилей. Массовый Fiat 600 стал настоящим итальянским «народным» автомобилем.

Технические характеристики модификаций FIAT 600

Модификация 600 (1955) 600D (1960) 600S (1976) Argentina
Тип кузова 2-дверное купе 2-дверное купе 2-дверное купе
Тип двигателя бензиновый бензиновый бензиновый
Система питания карб. карб. карб.
Число цилиндров 4 в ряд 4 в ряд 4 в ряд
Рабочий объем, л 0.633 0.767 0.843
Макс. мощность, л.с./об. 21 / 4600 30 / 4800 32 / 4800
Крутящий момент, Н*м/об. 38 / 2800 50 / 2800 51 / 3000
Привод задний задний задний
Трансмиссия 4-ст. мех. 4-ст. мех. 4-ст. мех.
Передняя подвеска независимая независимая независимая
Задняя подвеска независимая независимая независимая
Длина, мм 3277 3295 4355
Ширина, мм 1380 1380 1380
Высота, мм 1405 1405 1410
Колесная база, мм 2000 2000 2025
Снаряженная масса, кг 585 580 630
Полная масса, кг 895 925 930
Макс. скорость, км/час 95 110 115

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *